Действующий

Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 4 августа 2022 года)



Глава 10. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и сырьем для переработки. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях экономики.


Высокий уровень развития сельского хозяйства, платежеспособность его хозяйствующих субъектов, стабильно потребляющих материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы), являющиеся продукцией смежных отраслей, наряду с другими факторами определяет устойчивое развитие всего хозяйственного комплекса Свердловской области.


Сельское хозяйство является крупным потребителем материальных ресурсов - больше половины выпускаемых в Российской Федерации тракторов и комбайнов, около 20% автомобильного бензина и дизельного топлива, минеральных удобрений используется именно в сельском хозяйстве.


Кроме того, важной особенностью является то, что созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства. В сельском хозяйстве в качестве средств производства используются семена, посадочный материал, корма, значительная часть поголовья для восстановления и расширения стада животных. Все это требует дополнительных материальных ресурсов для строительства помещений и объектов производственного назначения (склады для кормов, хранилища для семян и посадочного материала и других).


Таким образом, сельское хозяйство, с одной стороны, являясь отраслью, обеспечивающей прибыльность в других отраслях, с другой стороны, является крупнейшим потребителем, нуждающимся в качественной продукции в объеме, позволяющем сохранять и развивать производство.


В этой связи необходимо отметить, что в Свердловской области существует ряд вопросов, связанных с недостатком материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса.


Так, например, приобретаемая сельскохозяйственная техника преимущественно импортного производства. На территории Свердловской области техника для сельского хозяйства производится в очень малом объеме, предприятия машиностроения не ориентированы и не заинтересованы в выпуске техники и оборудования для сельского хозяйства.


Вместе с тем ряд промышленных предприятий являются разработчиками систем, востребованных агропредприятиями, например, интеллектуальные системы технического зрения разработки АО "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова" или адаптивная платформа с возможностью установки рабочего оборудования и систем беспилотного управления для реализации технологий точного земледелия и различных промышленных операций разработки АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского".


Производство комбикормов предприятиями Свердловской области осуществляется с использованием ингредиентов импортного производства, в основном это касается витаминов, стоимость которых за последние годы увеличилась в десятки раз, что негативно повлияло на конечную стоимость продукции.


За последние годы снижается количество вносимых под посевы минеральных удобрений, что связано в первую очередь с их дороговизной. В структуре сельскохозяйственного производства до 20% затрат приходится на энергетические ресурсы (нефтепродукты, электроэнергия). Стоимость данных ресурсов ежегодно возрастает, в то время как цены на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, наоборот, снижаются.


Все указанные факторы, с учетом сезонного характера работ, когда получение прибыли от деятельности возможно после реализации урожая, могут оказать негативное влияние на проведение посевной кампании. В данном случае важным инструментом для устранения так называемых "кассовых разрывов", когда оборотных средств предприятий не хватает для своевременного производства работ, является доступность кредитных ресурсов, позволяющих решить временные финансовые трудности.


Решение указанных вопросов возможно при организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, курирующих соответствующие отрасли, ФГБУ ГЦАС "Свердловский", Уральского научно-исследовательского института сельского хозяйства, Уральского федерального аграрного научно-исследовательского центра, предприятий машиностроения, снабжающих сельское хозяйство, хозяйствующих субъектов, работающих в отрасли сельского хозяйства, кредитных учреждений.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 532-ПП)


Необходимо отметить ряд проектов, общих для промышленного, агропромышленного и научного комплексов Свердловской области. Это проекты по машиностроению для нужд села и роботизации сельского хозяйства с привлечением потенциала научных учреждений Свердловской области. Такие проекты, как создание беспилотных летательных аппаратов для сельскохозяйственной отрасли, реализующиеся в Свердловской области, имеют потенциал для включения в стратегию технологического развития Российской Федерации.