Действующий

Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 4 августа 2022 года)



Таблица 17



SWOT-АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1

2

1. Выгодное экономико-географическое положение Свердловской области для развития отрасли

1. Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований

2. Развитая сеть транспортных коммуникаций

2. Низкая платежеспособность части населения, особенно в городах и районах, отдаленных от областного центра

3. Развитая инфраструктура потребительского рынка, многоформатность

3. Недостаток квалифицированных специалистов, высокая текучесть кадров, слабая мотивация персонала для закрепления в профессии, низкий уровень заработной платы

4. Устойчивая положительная тенденция развития отрасли потребительского рынка Свердловской области

4. Снижение доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в структуре оборота розничной торговли

5. Высокая насыщенность товарами местного производства, переработки пищевой и сельскохозяйственной продукции

5. Наличие труднодоступных отдаленных территорий

6. Достаточно стабильное экономическое состояние практически всех отраслей экономики Свердловской области, в связи с этим устойчивый платежеспособный спрос населения

6. Отсутствие государственного регулирования отрасли общественного питания, слабая законодательная база, регулирующая деятельность на внутреннем рынке Российской Федерации

7. Наличие в каждом управленческом округе Свердловской области городов, отмеченных как локомотивы роста

7. Ограниченное влияние государства на хозяйственную деятельность предприятий торговли

8. Достаточная обеспеченность населения стационарными торговыми площадями и посадочными местами в предприятиях общедоступной сети

8. Развитие крупных сетевых предприятий общественного питания, обладающих достаточным опытом работы, стандартами организации, только в крупных городах Свердловской области

9. Инвестиционная привлекательность Свердловской области

9. Слабая материально-техническая база мелких и средних предприятий общественного питания, отсутствие современного ресурсосберегающего оборудования

10. Наличие образовательной системы для формирования кадрового потенциала

11. Наличие областных программ поддержки предприятий общественного питания, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения Свердловской области, из средств областного бюджета

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Дальнейшее развитие и совершенствование сети предприятий потребительского рынка

1. Территориальная асимметрия в развитии муниципальных образований, особенно отдаленных и сельских территорий

2. Внедрение прогрессивных тенденций, связанных с совершенствованием технологий, методов и форм обслуживания

2. Дефицит высококвалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы

3. Развитие транспортной инфраструктуры

3. Проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции

4. Повышение уровня обслуживания населения Свердловской области

4. Недобросовестная конкуренция

5. Государственная поддержка (методическая, организационная, финансовая) предприятий общественного питания, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения Свердловской области

5. Рост импорта в структуре потребительских товаров

6. Развитие системы производственного контроля за качеством, безопасностью сырья, продовольственной продукции и услуг. Разработка, внедрение и поддержание процедур безопасности, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и критических точек контроля

6. Стагнация в экономике, высокая волатильность рубля и снижение уровня жизни населения в Российской Федерации (падение реальных доходов населения)

7. Создание новых и модернизация существующих производственных мощностей, обновление материально-технической базы предприятий общественного питания

7. Низкий уровень инвестиций во всех отраслях экономики

8. Возмещение затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке товаров в отдаленные труднодоступные сельские населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети и стационарных предприятий бытового обслуживания

8. Зависимость предприятий социальной направленности при заключении контрактов на поставку продукции и предоставление услуг от основополагающего критерия "цена", значительно влияющего на качество товара (услуги)


Анализ отрасли, в том числе проведенный SWOT-анализ, выявил ряд слабых сторон и угроз, которые существуют в потребительском рынке Свердловской области.


Это позволило сформировать перечень задач, выполнение которых является наиболее актуальным и необходимым для дальнейшего сбалансированного развития отрасли.


Основной задачей сферы потребительского рынка является развитие многоформатной инфраструктуры - стационарных и нестационарных объектов, функционирование розничных рынков и проведение ярмарочных мероприятий. Данная задача решает вопрос удовлетворения потребностей населения, при этом обеспечивая возможности по реализации предпринимательского потенциала.


Развитие различных форматов потребительского рынка также позволит устранить неравномерности отрасли в муниципальных образованиях, особое проявление которых зафиксировано в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.


В то же время угроза проникновения на рынок контрафактной, низкокачественной продукции нашла отражение в другой задаче - повышение качества и безопасности пищевых продуктов потребительского рынка. Здесь усилия направлены на увеличение доли предприятий торговли и товаропроизводителей, показатели качества и безопасности продукции которых демонстрируют положительную тенденцию.


Косвенно эту угрозу нивелирует расширение прозрачных кооперационных связей между предприятиями торговли и производителями потребительской продукции. Однако основной положительный эффект от кооперации ожидается в росте доли отечественных товаропроизводителей, в том числе местных, а также в снижении недобросовестной конкуренции.


С другой стороны, следствием естественной конкуренции среди предприятий торговли стала задача повышения уровня торгового обслуживания. Положительным аспектом данной задачи является постоянный рост доли потребительского рынка, использующий современные технологии в своей деятельности.


Слабой стороной и угрозой для отрасли общественного питания являются снижение реальных доходов населения и дефицит высококвалифицированных кадров. Недостаток квалифицированных кадров влияет на уровень обслуживания населения в общественном питании. В такой ситуации самым неблагоприятным сценарием развития следует считать возможную стагнацию рынка общественного питания. Данную проблему сможет решить выполнение задачи по созданию условий, стимулирующих развитие общедоступных предприятий общественного питания, в том числе предприятий питания современных форматов. Используя имеющиеся возможности, грамотно построенная система управления рисками позволит менеджменту данных предприятий сосредоточить свои усилия на оптимизации внутренних процессов и мобилизовать все имеющиеся ресурсы для сопротивления негативным явлениям в экономике.


Учитывая, что на территории Свердловской области и в административном центре - городе Екатеринбурге системно проводятся мероприятия российского и международного уровней, требующие для участников и гостей данных мероприятий обеспечения соответствующего уровня сервиса и услуг, у предприятий общественного питания имеются реальные возможности по созданию новых и модернизации существующих производственных мощностей, а также обновлению материально-технической базы.


Неблагоприятное развитие экономики может оказать существенное негативное влияние на потребительский рынок. В частности, снижение платежеспособности населения на фоне падения реальных доходов населения в значительной степени скажется на всем спектре розничной торговли. Высокая волатильность курса рубля будет негативно влиять на ожидания производителей продукции потребительского рынка и снижать рентабельность торговых объектов. Такая угроза как усиление дефицита высококвалифицированных специалистов ограничит возможность наращивания торговых мощностей. Перечисленные проблемы относятся к общеэкономическим условиям, которые находятся вне Стратегии, однако принимаются во внимание при прогнозировании ключевых показателей развития потребительского рынка Свердловской области.


Перспектива развития потребительского рынка Свердловской области рассматривается в двух сценариях - минимальном и целевом. В целевом варианте к 2035 году предполагается рост объемных показателей потребительского рынка, в частности оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, более чем в 3 раза относительно показателя 2017 года. Это приведет к соответствующему росту инвестиций в сфере потребительского рынка Свердловской области. На этом фоне ожидается рост среднесписочной численности работников в сфере розничной торговли на 15 тыс. человек, а в сфере общественного питания на 4 тыс. человек. Прогнозируется рост заработной платы практически в 3 раза относительно показателя 2017 года.


В минимальном сценарии развития потребительского рынка данные показатели также вырастут, однако в меньшей степени. Оборот розничной торговли, объем общественного питания и бытовых услуг к 2035 году увеличится в 2 раза относительно показателя 2017 года. Здесь, как и в случае с целевым вариантом, ожидается соответствующий рост инвестиционной активности, в результате чего увеличится среднесписочная численность работников в розничной торговле на 2,8 тыс. человек, а в общественном питании - на 1,4 тыс. человек. Заработная плата увеличится в 2 раза к показателю 2017 года.


В обоих сценариях развития потребительского рынка динамика среднесписочной численности сотрудников напрямую связана с объемом инвестиций, направленных как на строительство новых объектов, так и на модернизацию действующих мощностей. При этом в общественном питании наибольшая доля прироста рабочих мест ожидается на территории города Екатеринбурга, в то время как в сфере розничной торговли география распределения рабочих мест более широкая. Последнее обусловлено активной экспансией предприятий торговли в муниципальные образования.