SWOT-АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1 | 2 |
1. Выгодное экономико-географическое положение Свердловской области для развития отрасли | 1. Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований |
2. Развитая сеть транспортных коммуникаций | 2. Низкая платежеспособность части населения, особенно в городах и районах, отдаленных от областного центра |
3. Развитая инфраструктура потребительского рынка, многоформатность | 3. Недостаток квалифицированных специалистов, высокая текучесть кадров, слабая мотивация персонала для закрепления в профессии, низкий уровень заработной платы |
4. Устойчивая положительная тенденция развития отрасли потребительского рынка Свердловской области | 4. Снижение доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в структуре оборота розничной торговли |
5. Высокая насыщенность товарами местного производства, переработки пищевой и сельскохозяйственной продукции | 5. Наличие труднодоступных отдаленных территорий |
6. Достаточно стабильное экономическое состояние практически всех отраслей экономики Свердловской области, в связи с этим устойчивый платежеспособный спрос населения | 6. Отсутствие государственного регулирования отрасли общественного питания, слабая законодательная база, регулирующая деятельность на внутреннем рынке Российской Федерации |
7. Наличие в каждом управленческом округе Свердловской области городов, отмеченных как локомотивы роста | 7. Ограниченное влияние государства на хозяйственную деятельность предприятий торговли |
8. Достаточная обеспеченность населения стационарными торговыми площадями и посадочными местами в предприятиях общедоступной сети | 8. Развитие крупных сетевых предприятий общественного питания, обладающих достаточным опытом работы, стандартами организации, только в крупных городах Свердловской области |
9. Инвестиционная привлекательность Свердловской области | 9. Слабая материально-техническая база мелких и средних предприятий общественного питания, отсутствие современного ресурсосберегающего оборудования |
10. Наличие образовательной системы для формирования кадрового потенциала | |
11. Наличие областных программ поддержки предприятий общественного питания, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения Свердловской области, из средств областного бюджета | |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Дальнейшее развитие и совершенствование сети предприятий потребительского рынка | 1. Территориальная асимметрия в развитии муниципальных образований, особенно отдаленных и сельских территорий |
2. Внедрение прогрессивных тенденций, связанных с совершенствованием технологий, методов и форм обслуживания | 2. Дефицит высококвалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы |
3. Развитие транспортной инфраструктуры | 3. Проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции |
4. Повышение уровня обслуживания населения Свердловской области | 4. Недобросовестная конкуренция |
5. Государственная поддержка (методическая, организационная, финансовая) предприятий общественного питания, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения Свердловской области | 5. Рост импорта в структуре потребительских товаров |
6. Развитие системы производственного контроля за качеством, безопасностью сырья, продовольственной продукции и услуг. Разработка, внедрение и поддержание процедур безопасности, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и критических точек контроля | 6. Стагнация в экономике, высокая волатильность рубля и снижение уровня жизни населения в Российской Федерации (падение реальных доходов населения) |
7. Создание новых и модернизация существующих производственных мощностей, обновление материально-технической базы предприятий общественного питания | 7. Низкий уровень инвестиций во всех отраслях экономики |
8. Возмещение затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке товаров в отдаленные труднодоступные сельские населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети и стационарных предприятий бытового обслуживания | 8. Зависимость предприятий социальной направленности при заключении контрактов на поставку продукции и предоставление услуг от основополагающего критерия "цена", значительно влияющего на качество товара (услуги) |
Анализ отрасли, в том числе проведенный SWOT-анализ, выявил ряд слабых сторон и угроз, которые существуют в потребительском рынке Свердловской области.
Это позволило сформировать перечень задач, выполнение которых является наиболее актуальным и необходимым для дальнейшего сбалансированного развития отрасли.
Основной задачей сферы потребительского рынка является развитие многоформатной инфраструктуры - стационарных и нестационарных объектов, функционирование розничных рынков и проведение ярмарочных мероприятий. Данная задача решает вопрос удовлетворения потребностей населения, при этом обеспечивая возможности по реализации предпринимательского потенциала.
Развитие различных форматов потребительского рынка также позволит устранить неравномерности отрасли в муниципальных образованиях, особое проявление которых зафиксировано в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
В то же время угроза проникновения на рынок контрафактной, низкокачественной продукции нашла отражение в другой задаче - повышение качества и безопасности пищевых продуктов потребительского рынка. Здесь усилия направлены на увеличение доли предприятий торговли и товаропроизводителей, показатели качества и безопасности продукции которых демонстрируют положительную тенденцию.
Косвенно эту угрозу нивелирует расширение прозрачных кооперационных связей между предприятиями торговли и производителями потребительской продукции. Однако основной положительный эффект от кооперации ожидается в росте доли отечественных товаропроизводителей, в том числе местных, а также в снижении недобросовестной конкуренции.
С другой стороны, следствием естественной конкуренции среди предприятий торговли стала задача повышения уровня торгового обслуживания. Положительным аспектом данной задачи является постоянный рост доли потребительского рынка, использующий современные технологии в своей деятельности.
Слабой стороной и угрозой для отрасли общественного питания являются снижение реальных доходов населения и дефицит высококвалифицированных кадров. Недостаток квалифицированных кадров влияет на уровень обслуживания населения в общественном питании. В такой ситуации самым неблагоприятным сценарием развития следует считать возможную стагнацию рынка общественного питания. Данную проблему сможет решить выполнение задачи по созданию условий, стимулирующих развитие общедоступных предприятий общественного питания, в том числе предприятий питания современных форматов. Используя имеющиеся возможности, грамотно построенная система управления рисками позволит менеджменту данных предприятий сосредоточить свои усилия на оптимизации внутренних процессов и мобилизовать все имеющиеся ресурсы для сопротивления негативным явлениям в экономике.
Учитывая, что на территории Свердловской области и в административном центре - городе Екатеринбурге системно проводятся мероприятия российского и международного уровней, требующие для участников и гостей данных мероприятий обеспечения соответствующего уровня сервиса и услуг, у предприятий общественного питания имеются реальные возможности по созданию новых и модернизации существующих производственных мощностей, а также обновлению материально-технической базы.
Неблагоприятное развитие экономики может оказать существенное негативное влияние на потребительский рынок. В частности, снижение платежеспособности населения на фоне падения реальных доходов населения в значительной степени скажется на всем спектре розничной торговли. Высокая волатильность курса рубля будет негативно влиять на ожидания производителей продукции потребительского рынка и снижать рентабельность торговых объектов. Такая угроза как усиление дефицита высококвалифицированных специалистов ограничит возможность наращивания торговых мощностей. Перечисленные проблемы относятся к общеэкономическим условиям, которые находятся вне Стратегии, однако принимаются во внимание при прогнозировании ключевых показателей развития потребительского рынка Свердловской области.
Перспектива развития потребительского рынка Свердловской области рассматривается в двух сценариях - минимальном и целевом. В целевом варианте к 2035 году предполагается рост объемных показателей потребительского рынка, в частности оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, более чем в 3 раза относительно показателя 2017 года. Это приведет к соответствующему росту инвестиций в сфере потребительского рынка Свердловской области. На этом фоне ожидается рост среднесписочной численности работников в сфере розничной торговли на 15 тыс. человек, а в сфере общественного питания на 4 тыс. человек. Прогнозируется рост заработной платы практически в 3 раза относительно показателя 2017 года.
В минимальном сценарии развития потребительского рынка данные показатели также вырастут, однако в меньшей степени. Оборот розничной торговли, объем общественного питания и бытовых услуг к 2035 году увеличится в 2 раза относительно показателя 2017 года. Здесь, как и в случае с целевым вариантом, ожидается соответствующий рост инвестиционной активности, в результате чего увеличится среднесписочная численность работников в розничной торговле на 2,8 тыс. человек, а в общественном питании - на 1,4 тыс. человек. Заработная плата увеличится в 2 раза к показателю 2017 года.
В обоих сценариях развития потребительского рынка динамика среднесписочной численности сотрудников напрямую связана с объемом инвестиций, направленных как на строительство новых объектов, так и на модернизацию действующих мощностей. При этом в общественном питании наибольшая доля прироста рабочих мест ожидается на территории города Екатеринбурга, в то время как в сфере розничной торговли география распределения рабочих мест более широкая. Последнее обусловлено активной экспансией предприятий торговли в муниципальные образования.