Действующий

Об утверждении государственных программ Свердловской области в сфере природопользования и лесного хозяйства (с изменениями на 14 марта 2024 года)



Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Экологическая обстановка в Свердловской области характеризуется как стабильная. Однако следует учитывать, что сложившееся стабильное состояние окружающей среды может быть нарушено в результате изменения структуры промышленного производства, структуры топлива, используемого на предприятиях топливно-энергетического комплекса, увеличения количества автомобильного транспорта. Принимая во внимание основные параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития Свердловской области, необходимо объективно оценивать опасность ухудшения показателей качества окружающей среды в среднесрочной и долгосрочной перспективе и принять меры, обеспечивающие экологически ориентированный рост экономики и позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду с целью сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для обеспечения условий повышения качества жизни граждан.


2. Отношения в сфере охраны окружающей среды на территории Свердловской области, в том числе связанные с формированием и реализацией государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области" (далее - государственная программа), осуществлением государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), отнесением отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), к числу муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой и исключением муниципальных образований из числа муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой, охраной редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Свердловской области, экологическим просвещением, а также государственной поддержкой органами государственной власти Свердловской области хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой на территории Свердловской области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды, регулируются Законом Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области".


Состояние окружающей среды Свердловской области определяется спецификой ее развития, характерной для старопромышленных регионов Российской Федерации:


1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;


2) долговременным и непрерывным негативным воздействием на природные комплексы, вызвавшим резкое сокращение природно-ресурсного потенциала, а в некоторых случаях их деградацию;


3) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды;


4) сохранением угрозы экологической безопасности несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах.


Указанные выше факторы обусловливают неблагоприятное качество окружающей среды, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, деградацию природных комплексов, создают угрозу экологической безопасности Свердловской области.


Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно проживающего в промышленных центрах и вблизи производственных объектов.


Более 60% населения Свердловской области проживает в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены предприятия - крупные источники загрязнения окружающей среды (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, Кировградский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, Полевской городской округ, Режевской городской округ, городской округ Рефтинский).


В условиях комплексной химической нагрузки проживает 76% населения Свердловской области, или более 3227,8 тыс. человек. При ранжировании факторов риска комплексной химической нагрузки лидирует (первое и второе место соответственно) химическая нагрузка на население, связанная с загрязнением атмосферного воздуха и почвы, третье место занимает нагрузка, связанная с загрязнением питьевой воды, четвертое место по итогам 2022 года - химическая нагрузка, связанная с загрязнением продуктов питания.


3. Наиболее неблагополучными по состоянию атмосферного воздуха являются территории городского округа Верхняя Пышма, муниципального образования "город Екатеринбург", Каменск-Уральского городского округа Свердловской области, Кировградского городского округа, городского округа Краснотурьинск, городского округа Красноуральск, города Нижний Тагил, Первоуральского городского округа, Полевского городского округа, городского округа Ревда, Режевского городского округа, Серовского городского округа, в которых в соответствии с полномочиями Свердловской области создается система мониторинга состояния атмосферного воздуха.


Качество атмосферного воздуха на территории Свердловской области определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (автомобильного транспорта).


С 2017 года в Свердловской области отмечается тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. По сравнению с 2017 годом объем выбросов загрязняющих веществ в 2022 году сократился на 131,8 тыс. тонн (на 14,2%) и составил 796 тыс. тонн. Такие показатели достигнуты благодаря проведению предприятиями природоохранных мероприятий, а также уменьшению объемов производства на ряде предприятий.