Действующий

О реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия



3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия


Формирование цифровой образовательной среды невозможно без современных специалистов. Совершенствование педагогических компетенций осуществляется через систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки, самообразования. Педагогические работники систематически повышают уровень своей компетентности посредством неформального и информального образования (самообразование, участие в конкурсах, конференциях, проведение собственных мастер-классов, работа на стажировочных площадках). Повышение квалификации для сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций проводится с периодичностью один раз в три года.


В настоящее время повышение уровня ИКТ-компетентности работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия в части формирования компетенций по решению профессиональных задач, связанных с электронным обучением, информатизацией образования, проектированием современной информационной образовательной среды, использования ИКТ-технологий в образовательном процессе осуществляется в рамках магистерских программ "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Программное обеспечение информационных систем", организованных на базе ФБГОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", а также по программам повышения квалификации ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации". За 2018 - 2019 учебный год более 3 тысяч педагогических работников прошли обучение по 79 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки с включением тем, направленных на формирование информационной грамотности, а также по целевым программам: "Создание и технология использования интерактивных заданий в учебном процессе", "Web-технологии в деятельности педагога", "Использование интерактивных и виртуальных инструментов в образовательном процессе" и др. Обучение в Хакасском институте развития образования и повышения квалификации проводится (93% ДПП ПК) в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий на платформе дистанционного обучения e-Learning. Программы и онлайн-курсы разрабатывают и реализуют старшие преподаватели, методисты ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК", а также педагоги образовательных организаций, что также способствует повышению их компетентности в области информационных технологий.


Активное участие принимают педагоги в обучающих семинарах и вебинарах по повышению цифровой грамотности: "Использование Google-сервисов в образовательном процессе", "Подростки в соцсетях: простые правила кибербезопасности", "Интернет-зависимость и как с ней бороться", "Создание Интернет-ресурса педагогического работника", "Электронная и финансовая безопасность", "Кибербуллинг", "Облачные технологии для эффективного управления школ" и др. В 2018 - 2019 годах педагоги представляли свой опыт в рамках Межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание детей цифровой эпохи: вызовы, стратегии, смыслы", организованной Министерством образования и науки Республики Хакасия, а также активно участвуя в республиканских конкурсах для педагогов и учащихся: "Урок с использованием сервисов Google", "Защити свои персональные данные", "Лучший педагогический сайт", "Проектирование современного урока с использованием цифрового оборудования" и др. Практически все общеобразовательные организации Республики Хакасия активно участвуют во всероссийских образовательных проектах: "Единый урок безопасности в сети "Интернет", "Урок Цифры".


С 2013 года в общеобразовательных организациях республики активно внедряется дистанционный образовательный ресурс "Мобильное Электронное Образование: Школа" под руководством ГКУ РХ "Хакасский центр информатизации образования". За последние три года в обучение с использованием ресурса включились 85 образовательных организаций, 840 учителей и 4500 обучающихся.


На протяжении нескольких лет республика активно взаимодействует с российскими корпорациями "Российский учебник", "Русское слово", "Просвещение", проводя семинары с участием методистов издательств по использованию электронных учебников и образовательных сервисов в образовательном процессе. С 2018 года педагоги республики проводят занятия с использованием ресурсов интерактивных образовательных онлайн-платформ "Учи.ру" и "ЯКласс" при поддержке методистов порталов. В конце 2018 года заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Хакасия и корпорацией "Яндекс.Учебник", уже 142 педагога и более 600 обучающихся республики присоединились к проекту и активно используют в учебном процессе.


Внедряются дистанционные технологии и в профессиональных образовательных организациях. Так, преподаватели ГБПОУ РХ "Хакасский политехнический колледж" в рамках региональной инновационной площадки "Проектирование и внедрение электронной среды для дистанционного обучения конкурентоспособного специалиста на рынке труда новых и перспективных профессий" занимаются созданием автоматизированной системы дистанционного обучения для подготовки востребованного, конкурентоспособного специалиста в соответствии со списком пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.


С 2013 года в республике функционирует система "БАРС. Web-Образование", которая включает в себя "Электронный детский сад", "Электронный колледж", "Электронное дополнительное образование" и "Электронную школу" (сервисы электронного дневника и электронного журнала). Электронный журнал действует во всех общеобразовательных организациях республики, активно используется учителями, обучающимися и родителями.


На текущий момент примерно 50% педагогических работников (без учета учителей информатики) учреждений общего среднего образования используют или готовы использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Количество слушателей, проходящих повышение квалификации в области ИКТ, ежегодно составляет не менее 20% от всего числа педагогических работников, что соответствует настоящим потребностям развития системы образования. Но одной из важных проблем повышения квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в области цифровых технологий является отсутствие систематичности и целенаправленности, хаотичность обучения. Для реализации мероприятий по внедрению современной и безопасной цифровой образовательной среды в Республике Хакасия к 2024 году необходимо пройти повышение квалификации 100% привлекаемых специалистов и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых будет внедряться целевая модель "Цифровой образовательной среды" по специальным программам профессиональной подготовки и переподготовки преподавательского состава всех уровней образования, направленная на постоянное поддержание высокого уровня цифровой грамотности работников образования. В целях подготовки кадров для работы в образовательных организациях должно быть организовано взаимодействие с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями по вопросам совершенствования образовательных программ в интересах цифрового развития.