Действующий

Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) по внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Республике Калмыкия на 2020 - 2022 годы



Обоснование потребности в реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Калмыкия (далее Мероприятие) в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета


Проблематика и предполагаемые результаты.


Целевая модель развития республиканской системы дополнительного образования детей (далее - целевая модель) реализуется с целью достижения результата 1.10 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10, в неразрывной связи с государственной программой "Развитие образования Республики Калмыкия", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2018 года г. N 416, в том числе в части развития дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ и с использованием механизма сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, учреждениями спорта, культуры и искусства, а также формирования сети детских технопарков, инновационных площадок и иных форм дополнительного образования; в части поддержки одаренных детей, в том числе путем развития системы конкурсов и олимпиад, заочных школ и электронного обучения по программам углубленного изучения предметов.


Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.


В Республике Калмыкия дополнительное образование детей является составляющей частью единого образовательного процесса. В настоящее время в системе образования Республики Калмыкия формируются и развиваются комплексные качественные модели развития научно-технического творчества обучающихся, обладающие всеми характеристиками современной модели образовательной организации, которые являются республиканскими "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего развития дополнительного образования.


Однако наряду с инновационными изменениями в республиканской системе дополнительного образования фиксируется ряд нерешенных задач, что может существенно замедлить процессы модернизации:


отсутствие и сокращение в ряде муниципалитетов организаций дополнительного образования, реализующих в том числе программы технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей, недостаточный охват системой дополнительного образования детей из сельских муниципалитетов Республики Калмыкия, что не дает обучающимся возможность выбрать кружок по их интересам, как следствие, количественная и качественная недостаточность, недоступность, диспропорции в развитии инфраструктуры системы дополнительного образования;


недостаточное развитие системы сетевого взаимодействия в связи с отдаленным расположением организаций дополнительного образования сельских муниципалитетов от образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, организаций, располагающих необходимыми педагогическими и материально-техническими ресурсами для реализации дополнительных общеразвивающих программ, как следствие, недостаточный охват детей программами по приоритетным направленностям, слабая ориентация на потребности региональной экономики, на взаимодействие с ее реальным сектором;


недостаточный выбор, низкая вариативность образовательных услуг дополнительного образования (программ, продуктов), предлагаемых бюджетной сетью, как следствие, острая необходимость обновления программ в организациях дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;


ограниченный кадровый потенциал, низкий уровень владения современными образовательными технологиями, как следствие, отсутствие педагогических кадров для реализации современных дополнительных общеразвивающих программ;


низкая оснащенность высокоорганизованными автоматизированными учебными рабочими местами организаций дополнительного образования, особенно в сельской местности, как следствие, ограниченная возможность организации и функционирования современной системы правовых и финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Республики Калмыкии.


Вместе с тем существенных перемен в системе дополнительного образования можно достичь путем реализации комплексных мер по модернизации финансово-управленческих механизмов, образовательных методик и технологий, системы подготовки педагогических кадров, учебных рабочих мест дополнительного образования для детей при непосредственном участии в их реализации предприятий реального сектора экономики по приоритетным направлениям экономического развития Республики Калмыкия, а также структур негосударственного сектора социально-общественного партнерства.


При реализации целевой модели предполагается достижение следующих результатов:


разработка и внедрение механизма получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования из расчета не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего количества детей, проживающих в муниципальных образованиях Республики Калмыкия, по программам дополнительного образования в количестве от 144 до 216 часов в 2020 году;


создание и оснащение базовых площадок технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования детей (не менее трех), сети муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Республики Калмыкия;