Недействующий

Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей



Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УКАЗАНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Положительная демографическая ситуация по увеличению числа обучающихся требует дополнительных условий по выявлению и поддержке одаренных детей. Министерством образования и науки Республики Калмыкия осуществляется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.


С 1 января 2015 г. направление - организация и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи реализуются в действующей государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия".


В целях совершенствования системы работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи с 2006 года учреждена премия Главы Республики Калмыкия в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи". Организация выплат денежных премий талантливой молодежи республики за особые достижения в урочной и внеурочной деятельности способствует созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи. Участие в национальном проекте талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества, положительно влияющие на экономические, политические и социальные процессы.


Министерством образования и науки Республики Калмыкия заключено Соглашение с Образовательным Фондом "Талант и Успех" по совместному проведению Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", ежегодно в мероприятиях образовательного центра "Сириус" принимают участие обучающиеся и педагоги республики.


Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие наших школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийской конференции юных краеведов "Отечество", Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийском форуме "Одаренные дети", творческих конкурсах "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательской олимпиаде "Шаг в будущее", Всероссийской конференции "Юность, наука, культура", соревнованиях по различным видам спорта.


Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников. В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4 - 8 классов. По статистике министерства в олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.


Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, во Всероссийских конкурсах научно-технологических проектов за последние годы свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации: с 2010 по 2018 год подготовлено 2 победителя и 14 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.


Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.


Вместе с тем анализ итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявить ряд проблем:


за последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии, астрономии, информатике, в течение ряда лет на региональном уровне по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок.


Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия:


между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов и способностей и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей: в республике на сегодняшний день не в полной мере организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей; нет специализированной образовательной организации, занимающейся развитием одаренных обучающихся в направлении естественно - научного и технического направлений, предоставляющей образовательные услуги обучающимся в очном, межсессионном режиме, в том числе для детей из отдаленных сельских территорий. Существующая материально-техническая база учреждений дополнительного образования муниципального и республиканского уровней не позволяет в полном объеме решать задачи данного направления;


между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;


86 процентов общеобразовательных организаций республики являются сельскими школами и удалены от столицы республики г. Элиста и районных центров. 90% общеобразовательных организаций не оснащены современным оборудованием, обеспечивающим полноценную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.