Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июля 2019 года N 203-р


[Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 15.08.2019 N 258-р.
____________________________________________________________________



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":


1. Определить Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".


2. Утвердить прилагаемые:


комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей;


описание создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей.



Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ


4 июля 2019 года


N 203-р



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 4 июля 2019 г. N 203-р



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ОТКРЫТИЮ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

N

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1

Утверждено должностное лицо, ответственное за функционирование Центра

Республика Калмыкия

Распоряжение Правительства Республики Калмыкия

25 августа Х - 1 <2> года

2

Подписано соглашение с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации

Республика Калмыкия, Фонд "Талант и успех"

Соглашение

15 сентября Х - 1 года

3

Утвержден медиаплан Центра

Республика Калмыкия

Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - приказ Минобрнауки РК)

1 октября Х - 1 года, далее ежегодно

4

Утверждено Положение о деятельности Центра

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

1 октября Х - 1 года

5

Создан Попечительский совет Центра и утвержден его состав

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

1 октября Х - 1 года

6

Создан Экспертный совет Центра и утвержден его состав

Республика Калмыкия

Протокол Попечительского совета

30 октября Х - 1 года

7

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование центра

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

30 октября Х - 1 года

8

Утверждены ключевые направления работы Центра

Республика Калмыкия, Попечительский совет

Приказ Минобрнауки РК, протокол заседания Попечительского совета

30 октября 2019 г.

9

Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра

Республика Калмыкия, Попечительский совет, Экспертный совет

Протокол заседания Попечительского совета

30 октября Х - 1 года

10

Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром

Республика Калмыкия, Экспертный совет, Центр

Локальный акт организации

30 ноября Х - 1 года

11

Сформирован и согласован экспертным советом Центра перечень оборудования для оснащения Центра

Республика Калмыкия, Экспертный совет

Протокол заседания Экспертного совета

30 ноября Х - 1 года

12

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов

Республика Калмыкия, федеральный оператор

Письмо Минобрнауки РК

15 декабря Х - 1 года, далее ежегодно

13

Создан информационный ресурс в сети "Интернет", освещающий работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи

Республика Калмыкия

Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса

15 декабря Х - 1 года

14

Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Калмыкия

Дополнительное соглашение

5 февраля Х года, далее по необходимости

15

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Калмыкия

Финансовое соглашение

15 февраля Х года, далее по необходимости

16

Объявление о закупке товаров в установленном порядке, работ, услуг для создания Центра

Республика Калмыкия

Извещения о проведении закупочных процедур

1 марта Х года

17

Апробация проведения интенсивных программ (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра

Республика Калмыкия

Информация на интернет - ресурсе Центра

Июнь - август Х года

18

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Центра

Республика Калмыкия

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

25 августа Х года, далее ежегодно

19

Доставка, установка, наладка оборудования

Республика Калмыкия

Акты приемки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа Х года

20

Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадки Центра в соответствие с дизайн-проектом

Республика Калмыкия, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование"

30 августа Х года

21

Организация набора детей, обучающихся подпрограммам Центра

Центр

Локальный акт организации, информация на интернет - ресурсе Центра

30 августа Х года, далее на регулярной основе

22

Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи

Республика Калмыкия, Центр

Акт Минобрнауки РК/Центра, информация на интернет - ресурсе Центра

1 сентября Х года

23

Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме

Республика Калмыкия, Центр

Годовой отчет Центра, информация на интернет - ресурсе Центра

Ежегодно

24

Открытие Центра в единый день

Республика Калмыкия

Информационное освещение в СМИ

1 сентября Х года



Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 4 июля 2019 г. N 203-р



ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ



Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УКАЗАНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Положительная демографическая ситуация по увеличению числа обучающихся требует дополнительных условий по выявлению и поддержке одаренных детей. Министерством образования и науки Республики Калмыкия осуществляется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.


С 1 января 2015 г. направление - организация и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи реализуются в действующей государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия".


В целях совершенствования системы работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи с 2006 года учреждена премия Главы Республики Калмыкия в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи". Организация выплат денежных премий талантливой молодежи республики за особые достижения в урочной и внеурочной деятельности способствует созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи. Участие в национальном проекте талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества, положительно влияющие на экономические, политические и социальные процессы.


Министерством образования и науки Республики Калмыкия заключено Соглашение с Образовательным Фондом "Талант и Успех" по совместному проведению Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", ежегодно в мероприятиях образовательного центра "Сириус" принимают участие обучающиеся и педагоги республики.


Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие наших школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийской конференции юных краеведов "Отечество", Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийском форуме "Одаренные дети", творческих конкурсах "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательской олимпиаде "Шаг в будущее", Всероссийской конференции "Юность, наука, культура", соревнованиях по различным видам спорта.


Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников. В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4 - 8 классов. По статистике министерства в олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.


Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, во Всероссийских конкурсах научно-технологических проектов за последние годы свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации: с 2010 по 2018 год подготовлено 2 победителя и 14 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.


Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.


Вместе с тем анализ итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявить ряд проблем:


за последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии, астрономии, информатике, в течение ряда лет на региональном уровне по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок.


Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия:


между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов и способностей и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей: в республике на сегодняшний день не в полной мере организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей; нет специализированной образовательной организации, занимающейся развитием одаренных обучающихся в направлении естественно - научного и технического направлений, предоставляющей образовательные услуги обучающимся в очном, межсессионном режиме, в том числе для детей из отдаленных сельских территорий. Существующая материально-техническая база учреждений дополнительного образования муниципального и республиканского уровней не позволяет в полном объеме решать задачи данного направления;


между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;


86 процентов общеобразовательных организаций республики являются сельскими школами и удалены от столицы республики г. Элиста и районных центров. 90% общеобразовательных организаций не оснащены современным оборудованием, обеспечивающим полноценную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.


Таким образом, отсутствие в школах современного оборудования, лабораторий для проведения научно-исследовательских работ, удаленность учреждений образования от научных организаций отрицательно влияют на формирование научного потенциала из числа школьников республики, не в полной мере создаются равные "стартовые возможности" для обучающихся, проживающих в сельской местности.


В этой связи, создание регионального Центра по выявлению и поддержке одаренных детей обеспечит получение дополнительных возможностей обучающимся качественного образования по предметам естественно-научного, технического, гуманитарного направлений; на базе Центра будут созданы условия для интеллектуального, творческого, спортивного направлений.


Основными задачами Центра будут являться:


выявление и поддержка талантливых и одаренных детей Республики Калмыкия в целях формирования образовательной политики республики в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, консолидация ресурсов образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высоко мотивированными детьми и молодежью;


координация межведомственного подхода по выявлению и поддержке одаренных детей в Республике Калмыкия;


координация деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей на уровне муниципальных образований;


совершенствование физико-математического, инженерно-технологического образования; развитие новых форм включения одаренных детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;


создание единой среды со всеми участниками в сетевой форме;


анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, включая сбор информации о победителях и призерах конкурсов и иных мероприятий различного уровня;


повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»