____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 15.08.2019 N 258-р.
____________________________________________________________________
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Определить Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
2. Утвердить прилагаемые:
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей;
описание создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ
4 июля 2019 года
N 203-р
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ОТКРЫТИЮ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | Утверждено должностное лицо, ответственное за функционирование Центра | Республика Калмыкия | Распоряжение Правительства Республики Калмыкия | 25 августа Х - 1 <2> года |
2 | Подписано соглашение с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации | Республика Калмыкия, Фонд "Талант и успех" | Соглашение | 15 сентября Х - 1 года |
3 | Утвержден медиаплан Центра | Республика Калмыкия | Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - приказ Минобрнауки РК) | 1 октября Х - 1 года, далее ежегодно |
4 | Утверждено Положение о деятельности Центра | Республика Калмыкия | Приказ Минобрнауки РК | 1 октября Х - 1 года |
5 | Создан Попечительский совет Центра и утвержден его состав | Республика Калмыкия | Приказ Минобрнауки РК | 1 октября Х - 1 года |
6 | Создан Экспертный совет Центра и утвержден его состав | Республика Калмыкия | Протокол Попечительского совета | 30 октября Х - 1 года |
7 | Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование центра | Республика Калмыкия | Приказ Минобрнауки РК | 30 октября Х - 1 года |
8 | Утверждены ключевые направления работы Центра | Республика Калмыкия, Попечительский совет | Приказ Минобрнауки РК, протокол заседания Попечительского совета | 30 октября 2019 г. |
9 | Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра | Республика Калмыкия, Попечительский совет, Экспертный совет | Протокол заседания Попечительского совета | 30 октября Х - 1 года |
10 | Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром | Республика Калмыкия, Экспертный совет, Центр | Локальный акт организации | 30 ноября Х - 1 года |
11 | Сформирован и согласован экспертным советом Центра перечень оборудования для оснащения Центра | Республика Калмыкия, Экспертный совет | Протокол заседания Экспертного совета | 30 ноября Х - 1 года |
12 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов | Республика Калмыкия, федеральный оператор | Письмо Минобрнауки РК | 15 декабря Х - 1 года, далее ежегодно |
13 | Создан информационный ресурс в сети "Интернет", освещающий работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи | Республика Калмыкия | Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса | 15 декабря Х - 1 года |
14 | Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Калмыкия | Дополнительное соглашение | 5 февраля Х года, далее по необходимости |
15 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Калмыкия | Финансовое соглашение | 15 февраля Х года, далее по необходимости |
16 | Объявление о закупке товаров в установленном порядке, работ, услуг для создания Центра | Республика Калмыкия | Извещения о проведении закупочных процедур | 1 марта Х года |
17 | Апробация проведения интенсивных программ (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра | Республика Калмыкия | Информация на интернет - ресурсе Центра | Июнь - август Х года |
18 | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Центра | Республика Калмыкия | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | 25 августа Х года, далее ежегодно |
19 | Доставка, установка, наладка оборудования | Республика Калмыкия | Акты приемки работ, товарные накладные и т.д. | 25 августа Х года |
20 | Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадки Центра в соответствие с дизайн-проектом | Республика Калмыкия, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 августа Х года |
21 | Организация набора детей, обучающихся подпрограммам Центра | Центр | Локальный акт организации, информация на интернет - ресурсе Центра | 30 августа Х года, далее на регулярной основе |
22 | Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи | Республика Калмыкия, Центр | Акт Минобрнауки РК/Центра, информация на интернет - ресурсе Центра | 1 сентября Х года |
23 | Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме | Республика Калмыкия, Центр | Годовой отчет Центра, информация на интернет - ресурсе Центра | Ежегодно |
24 | Открытие Центра в единый день | Республика Калмыкия | Информационное освещение в СМИ | 1 сентября Х года |
ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Положительная демографическая ситуация по увеличению числа обучающихся требует дополнительных условий по выявлению и поддержке одаренных детей. Министерством образования и науки Республики Калмыкия осуществляется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.
С 1 января 2015 г. направление - организация и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи реализуются в действующей государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия".
В целях совершенствования системы работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи с 2006 года учреждена премия Главы Республики Калмыкия в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи". Организация выплат денежных премий талантливой молодежи республики за особые достижения в урочной и внеурочной деятельности способствует созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи. Участие в национальном проекте талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества, положительно влияющие на экономические, политические и социальные процессы.
Министерством образования и науки Республики Калмыкия заключено Соглашение с Образовательным Фондом "Талант и Успех" по совместному проведению Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", ежегодно в мероприятиях образовательного центра "Сириус" принимают участие обучающиеся и педагоги республики.
Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие наших школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийской конференции юных краеведов "Отечество", Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийском форуме "Одаренные дети", творческих конкурсах "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательской олимпиаде "Шаг в будущее", Всероссийской конференции "Юность, наука, культура", соревнованиях по различным видам спорта.
Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников. В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4 - 8 классов. По статистике министерства в олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.
Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, во Всероссийских конкурсах научно-технологических проектов за последние годы свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации: с 2010 по 2018 год подготовлено 2 победителя и 14 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.
Вместе с тем анализ итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявить ряд проблем:
за последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии, астрономии, информатике, в течение ряда лет на региональном уровне по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок.
Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия:
между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов и способностей и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей: в республике на сегодняшний день не в полной мере организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей; нет специализированной образовательной организации, занимающейся развитием одаренных обучающихся в направлении естественно - научного и технического направлений, предоставляющей образовательные услуги обучающимся в очном, межсессионном режиме, в том числе для детей из отдаленных сельских территорий. Существующая материально-техническая база учреждений дополнительного образования муниципального и республиканского уровней не позволяет в полном объеме решать задачи данного направления;
между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;
86 процентов общеобразовательных организаций республики являются сельскими школами и удалены от столицы республики г. Элиста и районных центров. 90% общеобразовательных организаций не оснащены современным оборудованием, обеспечивающим полноценную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Таким образом, отсутствие в школах современного оборудования, лабораторий для проведения научно-исследовательских работ, удаленность учреждений образования от научных организаций отрицательно влияют на формирование научного потенциала из числа школьников республики, не в полной мере создаются равные "стартовые возможности" для обучающихся, проживающих в сельской местности.
В этой связи, создание регионального Центра по выявлению и поддержке одаренных детей обеспечит получение дополнительных возможностей обучающимся качественного образования по предметам естественно-научного, технического, гуманитарного направлений; на базе Центра будут созданы условия для интеллектуального, творческого, спортивного направлений.
Основными задачами Центра будут являться:
выявление и поддержка талантливых и одаренных детей Республики Калмыкия в целях формирования образовательной политики республики в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, консолидация ресурсов образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высоко мотивированными детьми и молодежью;
координация межведомственного подхода по выявлению и поддержке одаренных детей в Республике Калмыкия;
координация деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей на уровне муниципальных образований;
совершенствование физико-математического, инженерно-технологического образования; развитие новых форм включения одаренных детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;
создание единой среды со всеми участниками в сетевой форме;
анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, включая сбор информации о победителях и призерах конкурсов и иных мероприятий различного уровня;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью.