Концепция целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия разработана с целью обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10.
Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет любые стремительно меняющиеся образовательные запросы.
Значительная часть инноваций в образовании уже сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы, растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие, появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие. Вместе с тем, в региональной системе образования существует проблемы, снижающие реализацию образовательных инноваций.
Поэтому перед региональной системой образования сегодня поставлена задача построения образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. Создание ЦОС позволит расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн и гибридной моделям, распространение подхода BYOD (использование обучающимися собственных мобильных устройств), использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также создаст условия для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Потребность внедрения в регионе ЦОС определяется следующими факторами, которые обусловлены необходимостью:
формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности российского образования, что соответствует стратегическим задачам развития российского образования;
создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;
системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
преодоления разного уровня материально-технического оснащения образовательных организаций и подготовленности педагогических кадров в области цифровых технологий;
преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);
формирования системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.