В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Определить Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
2. Утвердить прилагаемые:
комплекс мер (дорожную карту) по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды на 2020 - 2022 годы;
описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ
4 июля 2019 года
N 200-р
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА 2020 - 2022 ГГ.
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1. | Утверждено должностное лицо в составе ведомственного офиса, ответственное за внедрение целевой модели цифровой образовательной среды | Республика Калмыкия | Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - Приказ Минобразования РК) | 25 августа Х <1> - 1 года |
2. | Утвержден план внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Калмыкия | Республика Калмыкия | Приказ Минобразования РК | 1 октября Х - 1 года, далее ежегодно |
3. | Утвержден перечень образовательных организаций, в которых будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды | Республика Калмыкия | Приказ Минобразования РК | 1 октября Х - 1 года |
4. | Определен перечень оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды согласно примерному перечню оборудования, утвержденному Министерством просвещения Российской Федерации | Республика Калмыкия | Приказ Минобразования РК | 30 ноября Х - 1 года |
5. | Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" на территории Республики Калмыкия в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Калмыкия | Дополнительное соглашение | 5 февраля Х года, далее по необходимости |
6. | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Калмыкия | Финансовое соглашение | 15 февраля Х года, далее по необходимости |
7. | Объявлены в установленном порядке закупки товаров, работ, услуг по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организаций в Республике Калмыкия | Республика Калмыкия | Извещения о проведении закупок | 25 февраля Х года, далее ежегодно |
8. | Повышена квалификация управленческих команд сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Калмыкия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организаций в Республике Калмыкия | Республика Калмыкия, проектный офис нацпроекта "Образование" | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | Согласно отдельному графику проектного офиса нацпроекта "Образование" |
9. | Проведен мониторинг соответствия приобретенного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организаций в Республике Калмыкия целям и задачам Мероприятия | Республика Калмыкия, проектный офис нацпроекта "Образование" | По форме, утвержденной ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 ноября Х года, далее ежегодно |
ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Концепция целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия разработана с целью обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10.
Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет любые стремительно меняющиеся образовательные запросы.
Значительная часть инноваций в образовании уже сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы, растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие, появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие. Вместе с тем, в региональной системе образования существует проблемы, снижающие реализацию образовательных инноваций.
Поэтому перед региональной системой образования сегодня поставлена задача построения образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. Создание ЦОС позволит расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн и гибридной моделям, распространение подхода BYOD (использование обучающимися собственных мобильных устройств), использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также создаст условия для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Потребность внедрения в регионе ЦОС определяется следующими факторами, которые обусловлены необходимостью:
формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности российского образования, что соответствует стратегическим задачам развития российского образования;
создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;
системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
преодоления разного уровня материально-технического оснащения образовательных организаций и подготовленности педагогических кадров в области цифровых технологий;
преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);
формирования системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.
В республике функционирует сеть образовательных организаций, представленная 323 образовательными организациями, в их числе 150 муниципальных общеобразовательных организаций (15 - гимназий, 5 - лицеев, 123 - средние школы, 3 - основные школы, 3 - начальные, 1 - вечерняя (сменная) школа), 9 - государственных общеобразовательных организаций, 8 - образовательных организаций СПО, 46 - организаций дополнительного образования, 110 - дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ).
За последние четыре года наблюдается стабильный рост контингента обучающихся общеобразовательных школ:
2015 - 2016 учебный год - 31670;
2016 - 2017 учебный год - 32466;
2017 - 2018 учебный год - 33392;
2018 - 2019 учебный год - 33 998.
Контингент обучающихся средних профессиональных образовательных организаций составляет 3980 человек.
Обеспечивают содержание образования и воспитания 6366 педагогических работников.
Организационно-методическое сопровождение педагогов в области цифровых технологий осуществляет БУ ДПО РК "Калмыцкий институт повышения квалификации работников образования".
Преподавателями института организованы обучающихся курсы в рамках государственного задания по актуальным вопросам: "Эффективные технологии реализации ФГОС в предметных областях в условиях введения ФГОС", "Информатика и информационные технологии" и др. У педагогов и обучающихся республики существует уникальная возможность повышения квалификации в дистанционном режиме в федеральных образовательных проектах, в том числе на базе федерального образовательного центра "Сириус".
За период с 01.09.2016 по 01.05.2019 в реализации календарного плана программы "Гимназический союз России" педагоги республики приняли участие в 70 видеоконференциях в режиме ВКС. Выбор тем осуществляется в соответствии с целями и задачами научно-методической работы, с планом реализации ключевых событий программы, при этом максимально учитываются пожелания педагогов, соответствие требованиям ФГОС и организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В 2018 году на базе БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования" были проведены следующие курсы:
1. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) для организации деятельности педагога ДОУ. С 12.02.2018 - 24.02.2018 форма обучения - очно-дистанционная, количество часов - 48 часов, количество обученных - 21 человек, должности обучающихся - педагоги ДОУ.
2. ИКТ - компетентность как средство формирования универсальных учебных действий в контексте ФГОС. 12.03.2018 - 07.04.2018, очно-дистанционная, 72 часа, 28 человек, педагоги всех категорий.
3. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ. 01.10.2018 - 27.10.2018 очно-дистанционная, 48 часов, 28 человек, педагоги ДОУ.
4. ИКТ-компетентность как средство формирования универсальных учебных действий в контексте ФГОС. 15.10.2018 - 11.11.2018, очно-дистанционная, 72 часа, 14 человек, педагоги всех категорий.
В 2019 году на базе БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования" были проведены следующие курсы:
1. Использование ИКТ для организации деятельности педагога, 21.01.2019 - 11.02.2019, очно-дистанционная, 72 часа, 25 человек, педагоги.
2. ИКТ-компетентность как средство формирования универсальных учебных действий в контексте ФГОС, 11.02.2019 - 04.03.2019, очно-дистанционная, 72 часа, 31 человек, педагоги всех категорий.
3. Использование ИКТ для организации деятельности педагога, 25.02.2019 - 18.03.2019, очно-дистанционная, 72 часа, 20 человек, педагоги.
4. По плану: Использование ИКТ для организации деятельности педагога, 09.09.2019 - 30.09.2019, очно-дистанционная, 72 часа, 20 человек, педагоги.