По данным текущей оценки на 1 января 2018 года в Омской области проживали 1960,1 тыс. человек (в 2017 году численность населения Омской области уменьшилась на 12,6 тыс. человек). За год численность населения в возрасте моложе трудоспособного увеличилась на 3,5 тыс. человек и составила 382,5 тыс. человек.
В 2019 году в Омской области, как и в предыдущие годы, отмечается дальнейший рост численности детей и подростков.
По состоянию на 1 января 2018 года в Омской области проживают 412 313 детей, из них 2,1% детей имеют статус "ребенок-инвалид" (8213 человек), 3,5% - имеют ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ).
Ежегодно более 5 тыс. детей по итогам обследования психолого-медико-педагогическими комиссиями Омской области впервые получают статус ОВЗ и рекомендации по созданию специальных условий получения образования.
За последние три года количество детей с ОВЗ в Омской области увеличилось на 26%, численность детей с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) - на 20%.
Общее количество детей с ОВЗ, проживающих в регионе, составляет более 14,5 тыс. человек, из них старше 16 лет (потенциальные специалисты регионального рынка труда) - более 6 тыс. человек.
Проведенный в 2018 году мониторинг социализации детей с ОВЗ показал, что 20% респондентов не продолжают обучение по адаптированным программам профессионального обучения, образования, 30% респондентов - выпускники профессиональных образовательных организаций не могут трудоустроиться в связи с отсутствием на региональном рынке труда рабочих мест либо невостребованностью полученной профессии.
В связи с этим прослеживается необходимость модернизации отдельных общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АООП) для детей с ОВЗ (далее - коррекционная школа), посредством оснащения материально-технической базы коррекционных школ, направленной на:
- формирование профессионального самоопределения обучающихся за счет обновления содержания программ дополнительного образования;
- обновление содержания учебных программ по профессионально-трудовому обучению, профессиональному обучению;
- усовершенствование деятельности психолого-педагогической службы коррекционных школ.