(с изменениями на 18 октября 2019 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)
В целях реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16 (далее - федеральный проект), в том числе результата 1.2 федерального проекта "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам" по обновлению материально-технической базы, в том числе для реализации предметной области "Технология" и других предметных областей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (далее - мероприятие):
Утвердить:
1) в качестве регионального координатора мероприятия Министерство образования Омской области;
2) комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (приложение N 1);
3) описание предполагаемых организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база (приложение N 2).
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
В.П.Бойко
КОМПЛЕКС МЕР (дорожная карта) по обновлению материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (далее - коррекционные школы)
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)
N п\п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса (далее - РВПО), ответственное за обновление материально-технической базы в коррекционных школах | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - распорядительный акт РОИВ) | 25 августа 2019 года |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
2 | Утвержден перечень коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт РОИВ | 1 октября 2019 года |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
3 | Утвержден медиаплан обновления материально-технической базы в коррекционных школах | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт РОИВ | 1 октября 2019 года, далее - ежегодно |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
4 | Утвержден дизайн-проект и зонирование коррекционных школ | Субъект Российской Федерации | Акт РОИВ/РВПО | 30 октября 2019 года |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
5 | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения коррекционных школ | Субъект Российской Федерации, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | Письмо ведомственного проектного офиса и распорядительный акт РОИВ | 1 ноября 2019 года |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
6 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование коррекционных школ по статьям расходов | Субъект Российской Федерации, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | Письмо РОИВ | 30 ноября 2019 года, далее - ежегодно |
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп) | ||||
7 | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Субъект Российской Федерации | Дополнительное соглашение | 5 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
8 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Субъект Российской Федерации | Финансовое соглашение | 15 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
9 | Объявлены закупки товаров, работ, услуг для обновления материально-технической базы в коррекционных школах | Субъект Российской Федерации | Извещения о проведении закупок | 25 февраля года получения субсидии |
10 | Повышение квалификации (профмастерства) педагогов коррекционных школ, в том числе по новым технологиям преподавания предметной области "Технология" | Субъект Российской Федерации | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | Согласно графику, далее - ежегодно |
11 | Доставлены, установлены, налажены средства обучения и воспитания, оборудование | Субъект Российской Федерации | Акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной распорядительным актом РОИВ | 25 августа года получения субсидии |
12 | Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и воспитания, оборудованием | Субъект Российской Федерации, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 августа года получения субсидии |
13 | Завершение набора детей, обучающихся по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам | Руководитель организации | Акт организации | 30 августа года получения субсидии |
________________
* Сноска исключена. - Распоряжение Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп;
_______________
ОПИСАНИЕ предполагаемых организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база
(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)
По данным текущей оценки на 1 января 2018 года в Омской области проживали 1960,1 тыс. человек (в 2017 году численность населения Омской области уменьшилась на 12,6 тыс. человек). За год численность населения в возрасте моложе трудоспособного увеличилась на 3,5 тыс. человек и составила 382,5 тыс. человек.
В 2019 году в Омской области, как и в предыдущие годы, отмечается дальнейший рост численности детей и подростков.
По состоянию на 1 января 2018 года в Омской области проживают 412 313 детей, из них 2,1% детей имеют статус "ребенок-инвалид" (8213 человек), 3,5% - имеют ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ).
Ежегодно более 5 тыс. детей по итогам обследования психолого-медико-педагогическими комиссиями Омской области впервые получают статус ОВЗ и рекомендации по созданию специальных условий получения образования.
За последние три года количество детей с ОВЗ в Омской области увеличилось на 26%, численность детей с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) - на 20%.
Общее количество детей с ОВЗ, проживающих в регионе, составляет более 14,5 тыс. человек, из них старше 16 лет (потенциальные специалисты регионального рынка труда) - более 6 тыс. человек.
Проведенный в 2018 году мониторинг социализации детей с ОВЗ показал, что 20% респондентов не продолжают обучение по адаптированным программам профессионального обучения, образования, 30% респондентов - выпускники профессиональных образовательных организаций не могут трудоустроиться в связи с отсутствием на региональном рынке труда рабочих мест либо невостребованностью полученной профессии.
В связи с этим прослеживается необходимость модернизации отдельных общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АООП) для детей с ОВЗ (далее - коррекционная школа), посредством оснащения материально-технической базы коррекционных школ, направленной на:
- формирование профессионального самоопределения обучающихся за счет обновления содержания программ дополнительного образования;
- обновление содержания учебных программ по профессионально-трудовому обучению, профессиональному обучению;
- усовершенствование деятельности психолого-педагогической службы коррекционных школ.
Система образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Омской области включает следующие направления:
- первое направление - организация обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в АООП для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), специальные индивидуальные программы развития обучающихся (сеть коррекционных школ представлена 22 организациями, в которых обучаются 3676 детей с ОВЗ; обучаются на дому 644 ребенка с ТМНР);
- второе направление - организация обучения в 469 классах компенсирующей направленности, функционирующих в 95 общеобразовательных организациях, для 1301 обучающегося с ОВЗ;
- третье направление - организация инклюзивного обучения в 1681 классе, функционирующем в 573 общеобразовательных организациях для 3356 детей с ОВЗ.
По состоянию на 31 мая 2019 года численность педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы (далее соответственно - АОП, общеобразовательные школы), АООП, 13835 человек, из них логопедов - 172, дефектологов - 96, тифлопедагогов - 31, сурдопедагогов - 33, олигофренопедагогов - 56, тьюторов - 40.
В коррекционных школах, в общеобразовательных школах Омской области разработаны правовые акты, программы развития, АОП, АООП, программы психолого-медико-педагогического сопровождения, специальные индивидуальные программы развития.
Определенным преимуществом в части наличия условий для получения образования обучающихся с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей, в том числе детей со сложной структурой дефекта, является возможность получения ими профессионального образования в существующей системе коррекционного образования.
В целях создания условий для формирования осознанного выбора профессии детьми с ОВЗ с 2013 года в Омской области реализуется проект "Ограниченные возможности - неограниченный выбор" (далее - проект), разработанный бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", находящимся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области.
Проект направлен на оказание помощи в профессиональном самоопределении детям с ОВЗ, обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом их интересов, потребностей и возможностей.
Реализация проекта осуществляется с использованием ресурсов Центра методической и информационной поддержки дистанционного обучения детей-инвалидов казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования".
Рабочие места детей-инвалидов, организованные на дому, оснащены специализированным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, что позволяет оказывать профориентационные услуги детям-инвалидам посредством интернет-технологий.
В рамках организации профессиональной ориентации детей с ОВЗ общеобразовательными, коррекционными школами разработаны и успешно реализуются программы по профильному и допрофильному обучению детей (швейное и переплетное дело, столярное и слесарное дело, штукатурно-малярное, картонажное дело, младший обслуживающий персонал, ландшафтный дизайн, ремесло (для детей с умеренной, глубокой умственной отсталостью), скорняжное дело, звукомонтаж, видеомонтаж, компьютерное рисование, веб-дизайн).
С учетом социально-экономических условий Омской области, возросших квалификационных требований к подготовке специалистов, перечня перспективных и востребованных профессий, специальностей на рынке труда Омской области (ТОП профессий - 55) (распоряжение Министерства труда и социального развития Омской области от 30 августа 2017 года N 420-р), а также психофизических особенностей обучающихся в коррекционных школах планируется:
- создание комплексной системы социально-педагогической и психологической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью, ориентированное на их профессиональное самоопределение с последующей успешной интеграцией в общество, трудоустройство;