ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июля 2019 года N 798-р


Об организации работы по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Удмуртской Республике



В целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16:


1. Определить:


Министерство образования и науки Удмуртской Республики региональным координатором по реализации мероприятий по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в рамках проекта "Современная школа".


2. Утвердить прилагаемые:


Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста";


Описание создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
А.И.СТРОКОВ



Утвержден
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 4 июля 2019 г. N 798-р



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центров образования цифровых и гуманитарных профилей "Точка роста" (далее - Центры)

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

25 августа 2019 года

2

Утвержден перечень образовательных организаций, в которых будут обновлена материально-техническая база и созданы Центры

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - АУ УР РЦИиОКО")

приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

1 октября 2019 года

3

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования Центров

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО"

приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

1 октября 2019 года, далее ежегодно

4

Утверждено типовое положение о деятельности Центров на территории Удмуртской Республики

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

1 октября 2019 года

5

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование Центров

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование"

письмо ведомственного проектного офиса и приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

30 октября 2019 года

6

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центров по статьям расходов

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Федеральный оператор

письмо Министерства образования и науки Удмуртской Республики

30 ноября 2019 года, далее ежегодно

7

Определен перечень оборудования согласно Методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики

20 ноября 2019 года

8

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории Удмуртской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

заключено дополнительное соглашение

5 февраля 2020 года, далее по необходимости

9

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

заключено соглашение

15 февраля 2020 года, далее по необходимости

10

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания Центров

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

извещение о проведении закупок

25 февраля 2020 года

11

Обеспечен 100% охват педагогов и сотрудников Центров в курсах повышения квалификации, программах переподготовки кадров, проводимых проектным офисом национального проекта "Образование" в дистанционном и очном форматах

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, проектный офис национального проекта "Образование"

свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

согласно отдельному графику проектного офиса национального проекта "Образование"

12

Получена лицензия на образовательную деятельность Центров по программам дополнительного образования детей и взрослых (при необходимости)

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа 2020 года

13

Завершено приведение площадок образовательных организаций в соответствие с фирменным стилем Центров, доставлено, установлено, налажено оборудование

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

акты приемки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа 2020 года

14

Проведен мониторинг соответствия приобретенного оборудования для создания Центров в Удмуртской Республике целям и задачам Мероприятия

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование"

по форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование"

30 ноября 2020 года, далее ежегодно

15

Открыты Центры в единый день

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

информационное освещение в СМИ

1 сентября 2020 года



Утверждено
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 4 июля 2019 г. N 798-р



ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМЫХ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов


Современное развитие России выдвинуло образование в один из общенациональных приоритетов. От модернизации сферы образования напрямую зависит социально-экономическое развитие государства. Все более осознается необходимость построения не только новых типов общеобразовательных учреждений, но и новых форм организации образовательного процесса, новых моделей управления их функционирования с акцентом на развитие личности обучающегося и учителя.


Главное в образовательной политике Удмуртской Республики - создание условий для развития ребенка, способного быть востребованным в условиях новой экономики. Задача образования - воспитание человека с инновационными знаниями и мышлением для инновационной экономики страны.


В республике существует успешный опыт работы городских школ. Система столичного образования г. Ижевска активно участвует в крупных федеральных проектах, таких как формирование электронной образовательной среды "Медиацентр #Pro46 - среда возможностей для самореализации школьников" "Школьная лига "РОСНАНО" (создана сеть из 12 школ), проект межрегиональное сетевое партнерство - "Учимся жить устойчиво в глобальном мире: экология, здоровье, безопасность" (создана сеть из 6 школ). Успешно функционирующие образовательные организации демонстрируют высокий уровень кадрового состава, материально-технической базы и коммуникативных связей.


Но существует и ряд проблем в системе образования региона. Природно-географические особенности республики таковы, что 74% образовательных организаций расположены в сельской местности и малых городах. Мониторинговая оценка условий организации предоставления образовательных услуг и качества образования позволяет сделать вывод, что в республике имеется проблема доступности качественного образования, которая требует выравнивания шансов детей на его получение. Для решения этой задачи необходимо проведение мероприятий по обновлению материальной и технической базы, повышение квалификации сельских педагогов, разработка и внедрение новых образовательных программ и технологий.


Оптимальным инструментом обновления системы образования и повышения качества образования в сельских школах станет создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее также - образовательный центр "Точка роста", Центр), аккумулирующих в себе современное оборудование, квалифицированные кадры, возможности разработки и распространения новых подходов и технологий в преподавании учебных предметов гуманитарного цикла, технологии, ОБЖ, информатики и музыки.


Выбор указанных предметов не случаен. Предметная область "Технология" является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных.


В рамках освоения предметной области "Технология" происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, самоопределение и ориентация обучающихся деятельности в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.


Изучение предметной области ОБЖ обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке у школьников умений распознавать угрозы, избегать опасности, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.


Особое внимание в образовательных центрах "Точка роста" предполагается уделить перезагрузке предметной области "Музыка".


Особый интерес к музыкальному направлению обусловлен тем, что Удмуртия - это многонациональный регион со своей самобытной богатой культурой.


В Удмуртской Республике родился великий композитор Петр Ильич Чайковский. Мы научились сохранять шедевры искусства, созданные на территории региона. Важной задачей является развитие и преумножение творческого наследия для подрастающих поколений, а для этого необходимы современные инструменты и методики преподавания.


Музыка - это очень высокотехнологичный процесс. Например, преломление звука можно изучать на уроках физики, используя синтезаторы, таким образом реализуя принцип метапредметности в образовании. Современные клавишные инструменты подразумевают собой использование специального программного обеспечения и использование платформ для размещения готовых проектов, разработанных обучающимися.


Специально созданная среда в школе побудит детей к развитию творческого потенциала, поспособствует развитию креативного и критического мышления, коммуникациям, кооперации и многому другому, а все это, в свою очередь, способствует становлению гармонично развитой личности.


На данный момент 50 учителей музыки прошли обучение по авторской программе И.М. Красильникова. Работа в данном направлении продолжится и будет способствовать реализации масштабных задач образовательных центров "Точка роста".


В Удмуртии уже есть успешный опыт так называемого ТехноАрт-направления, апробированного и включенного как обязательное в детском технопарке "Кванториум" г. Ижевска, который транслировался на другие регионы.


Успешная коллаборация технопарка с музеем П.И. Чайковского позволила создать новые технические проекты в области искусства. Данное направление планируется внедрить и в "Точке роста" как центре притяжения новых образовательных практик.


Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать и разрабатывать новые технологии.


Создание на территории региона сети образовательных центров "Точка роста" даст возможность организовать обучение по направлениям, формирующим технологические, информационно-коммуникативные, эстетические компетенции подрастающего поколения как по основным, так и по дополнительным образовательным программам.


Обновленная материально-техническая база 157 образовательных организаций сельских школ и малых городов обеспечит доступность качественного технологического образования 56249 учащимся. Деятельность образовательных центров "Точка роста" в сельских школах будет направлена на формирование актуальных характеристик современного выпускника, способности к мобилизации различных ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей, к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач, к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по статусу и профессиональной принадлежности. Для образовательной организации - это уникальная возможность открытого образовательного пространства через включение учащихся в активное взаимодействие с социумом, повышение профессиональных компетенций педагогических работников. Для учащихся малокомплектных школ региона - возможность получения качественного предпрофессионального образования.


Предложенные организации, на базе которых планируется открытие образовательных центров "Точка роста", обладают необходимыми параметрами и кадровым потенциалом.



2. Информация о повышении квалификации предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"


В Удмуртской Республике система по повышению квалификации педагогических работников представлена автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики "Институт развития образования", автономным образовательным учреждением "Республиканский центр информатизации и оценки качества образования" (АОУ "РЦИ и ОК УР"), частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Дом учителя" (ЧОУ "Дом учителя"), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Удмуртский государственный университет". Предметом деятельности данных учреждений является реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, подготовки научно-педагогических кадров, проведение прикладных научных исследований, разработка технологических решений, актуальных для региональной системы образования, и их научное обоснование, проектирование и научно-методическое сопровождение инновационных процессов, организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных организаций Удмуртской Республики. Целью деятельности учреждений является обеспечение возможности непрерывного получения образования работниками сферы образования и специалистами других отраслей с целью адаптации личности к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также удовлетворения их индивидуальных образовательных потребностей. Так, свою профессиональную компетентность по образовательным областям "Технология", "ОБЖ", "Информатика" повысили за период с 2017 по 2019 годы следующее количество педагогов:

Предметная область

2017 год

2018 год

2019 год

Итого

Технология

212

181

45

438

ОБЖ

91

121

43

255

Информатика и цифровые технологии

22

45

39

106


В 2016 году Удмуртская Республика была признана победителем конкурсного отбора по мероприятию "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений". Из федерального бюджета выделено финансирование в размере 9,864 млн. руб. Объем софинансирования из бюджета республики составил 4,227 млн. руб.


В рамках исполнения соглашения и освоения федеральных средств реализованы мероприятия:


1) проведено повышение квалификации по метапредметным компетенциям 466 педагогов Удмуртской Республики и 1081 педагога из регионов Российской Федерации, 109 школьных педагогов-библиотекарей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»