Профессиональное развитие педагогических кадров является одной из ключевых задач региональной образовательной политики, организационным инструментом реализации которой начиная с 2014 года был проект "Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области". В рамках данного проекта акцент сделан на создание условий для формирования актуальных профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций Ярославской области.
В 2018 году в Ярославской области разработан и начал реализацию региональный проект "Учитель будущего" (утвержден 7 декабря 2018 года), обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального национального проекта "Образование".
В регионе сформирована многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров региона, включающая государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО ИРО), учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) муниципальных образований (самостоятельные юридические лица, структурные подразделения органа управления образованием или образовательной организации), сеть профессиональных образовательных организаций, в том числе 4 педагогических колледжа, имеющих лицензию на реализацию программ ДПО. На базе ряда вузов региона (ФГБОУ ВО "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского") осуществляются мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров. В общеобразовательных организациях внедряются модели внутрифирменного образования.
Головным учреждением системы повышения квалификации региона является ГАУ ДПО ЯО ИРО, которое строит свою деятельность на основе учета и удовлетворения образовательных потребностей педагогических работников региона. Одним из условий определения содержательных аспектов программ ДПО, реализуемых ГАУ ДПО ЯО ИРО, является их направленность на работу с дефицитами профессиональных компетенций педагогических и руководящих кадров системы образования. При проектировании программ акцент делается на обеспечение преемственности профессиональных и образовательных стандартов. В ГАУ ДПО ЯО ИРО разрабатывается и реализуется комплекс форм и программ ДПО, созданных на основе результатов использования комплекса оценочных процедур по выявлению профессиональных дефицитов.
В целях создания условий для профессионального развития работников системы образования при ГАУ ДПО ЯО ИРО создано 80 базовых площадок, которые участвуют в реализации программ ДПО, в том числе в формате стажировки, а также в разработке научно-методических материалов в помощь практикам. В ГАУ ДПО ЯО ИРО разработаны Положение о порядке организации дополнительных профессиональных программ с использованием стажировки, форма дневника, плана и отчета по стажировке. В 2018 году было реализовано 18 дополнительных профессиональных программ с использованием стажировок.
Наряду с очной формой обучения в ГАУ ДПО ЯО ИРО используется очно-заочная и заочная формы, в том числе с использованием дистанционных технологий. В 2018 году было реализовано 78 дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий. Для эффективного осуществления обучения в дистанционном формате используется онлайн-платформа ILIAS, которая позволяет педагогам использовать цифровые технологии как в процессе обучения, так и в своей профессиональной деятельности. По состоянию на 01.01.2019 в системе дистанционного обучения ГАУ ДПО ЯО ИРО зарегистрировано более 7000 индивидуальных пользователей.
В ГАУ ДПО ЯО ИРО имеется опыт реализации программ ДПО в сетевой форме. Начиная с 2018 года ГАУ ДПО ЯО ИРО реализует программы в сетевой форме совместно с муниципальными ДПО, организациями СПО, вузами. В реализации программ ДПО наряду с научно-педагогическими работниками ГАУ ДПО ЯО ИРО на договорной основе участвуют специалисты системы образования. Так, в 2018 году было задействовано 144 специалиста, из которых 40 человек (28%) являлись ведущими учеными региона. Часть учебных мероприятий реализуется с помощью тьюторов из числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, в том числе подготовленных в стенах ГАУ ДПО ЯО ИРО.
В 2017 и 2018 годах командой специалистов, возглавляемой ректором ГАУ ДПО ЯО ИРО, было проведено исследование проблемы формирования метапредметных компетенций педагогов, по результатам которого разработана концепция кластера метапредметных компетенций педагога, создан оценочный инструмент - компьютерный тестинг, содержащий кейсовые задания для оценки сформированности и выявления дефицитов метапредметных компетенций. Разработана и апробирована модульная программа формирования данных компетенций.
Сегодня остро стоит задача подготовки педагога к будущим переменам, научить его стать модератором, разработчиком образовательных технологий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором онлайн-платформы, ментором стартапов, игропедагогом и т.п. Для решения задач подготовки педагогов к реализации новых функций в регионе запущен и реализуется ряд проектов.
В 2019 году на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан тьюторский центр непрерывного дополнительного профессионального образования учителей начальной школы, организационная структура которого включает команды тьюторов 18 муниципальных районов и команды тьюторов образовательных организаций. Деятельность тьюторского центра направлена на решение задач повышения мастерства педагогов в формате непрерывного дополнительного образования, обеспечение современных требований к качеству ДПО, удовлетворение потребностей в практико- и клиенториентированном неформальном ДПО, развитие "горизонтальных" форм обучения, в том числе и сетевых.
В соответствии с соглашением между Правительством Ярославской области и Фондом развития интернет-инициатив от 26.12.2017 и приказом департамента образования Ярославской области от 15.01.2018 N 12/01-03 "О реализации Программы профессионального развития педагогических работников Ярославской области "Преображение" с 2018 года в регионе реализуется программа профессионального развития педагогических кадров, которая направлена на развитие компетенций педагогических работников в области эффективных методик проектной деятельности, основанных на работе со стартапами; компетенций цифровой экономики; освоение практик внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс; творческой деятельности педагогических работников в области разработки и совершенствования учебных программ. В 2018 году обучение по данной программе прошли 102 педагога из 56 образовательных организаций 13 муниципальных районов области, 39 педагогов на практике реализовали освоенную методику формирования и развития универсальных учебных действий учеников, развития метапредметных навыков и навыков проектной деятельности, построенную на основе методики развития стартапов.
В декабре 2018 года в регионе стартовала программа развития личностного потенциала у детей, предполагающая поэтапное обучение педагогических работников и управленческих команд школ и детских садов. Программа реализуется в рамках партнерства между департаментом образования Ярославской области, благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее", ГАУ ДПО ЯО ИРО. Программа рассчитана до 2022 года и охватит более 700 человек.
Компонентом системы непрерывного педагогического образования в регионе является муниципальная методическая служба, в деятельности которой сегодня происходят изменения, а именно переход к реализации стратегии сопровождения, предполагающей создание условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников. Преемственность методического сопровождения профессионального развития кадров, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей и задач по введению и реализации ФГОС ООО. Развитие методического потенциала системы образования региона сегодня является одной из приоритетных задач, на это направлен региональный проект "Создание единой методической службы", научно-методическое сопровождение которого осуществляет ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Особой формой развития кадрового потенциала системы образования региона можно назвать сопровождение профессиональных сообществ (общественно-профессиональных сообществ). По состоянию на 01.01.2019 в регионе создано и функционирует 65 региональных профессиональных сообществ, из них 47 объединяют педагогических работников (более 6700 человек) и 18 - образовательные организации.