Для обеспечения участия Ярославской области в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 N 10,
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Определить региональным координатором мероприятия по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" департамент образования Ярославской области.
2. Утвердить прилагаемый комплекс мер (дорожную карту) по созданию в Ярославской области центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.
3. Утвердить прилагаемую концепцию создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО СОЗДАНИЮ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГОВ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область | приказ департамента образования Ярославской области | 25 августа 2020 года |
2 | Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область | распорядительный акт РОИВ | 01 октября 2020 года, далее - ежегодно |
3 | Утверждено типовое Положение о деятельности ЦНППМПР и ЦОПМКП на территории Ярославской области | Ярославская область | распорядительный акт РОИВ | 01 октября 2020 года |
4 | Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | письмо ведомственного проектного офиса и акт РОИВ/РВПО | 30 октября 2020 года |
5 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов | Ярославская область, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | письмо РОИВ | 30 ноября 2020 года, далее - ежегодно |
6 | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | письмо ведомственного проектного офиса, распорядительный акт РОИВ | 01 декабря 2020 года |
7 | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Ярославской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Ярославская область | дополнительное соглашение | 05 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
8 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Ярославская область | финансовое соглашение | 15 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
9 | Размещены извещения о проведении закупок товаров, работ, услуг для создания ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область | извещение о проведении закупок | 25 февраля 2020 года |
10 | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область | свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование", далее - ежегодно |
11 | Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область | акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной РОИВ | 25 августа 2020 года |
12 | Получена лицензия на образовательную деятельность ЦНППМПР (в случае ее отсутствия) | Ярославская область | лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых | 25 августа 2020 года |
13 | Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок ЦНППМПР и ЦОПМКП в соответствие с брендбуком | Ярославская область, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" | по форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 августа 2020 года |
14 | Завершение комплектования штатных расписаний ЦНППМПР и ЦОПМКП | Ярославская область, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образования" | приказы об утверждении штатных расписаний | 30 августа 2020 года |
РВПО - региональный ведомственный проектный офис
РОИВ - региональные органы исполнительной власти
ЦНППМПР - центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
ЦОПМКП - центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"
В настоящее время система общего образования в Российской Федерации переживает глубокие модернизационные процессы. Качество общего образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников. Без создания условий для профессионального роста педагогических работников невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
На фоне происходящих изменений в обществе изменяются требования к педагогу. Увеличился объем требований к оценке квалификации педагогических работников. В течение последних лет разработаны и утверждены профессиональные стандарты в сфере образования, которым работники образовательных организаций должны соответствовать. В концептуальном поле профессиональных стандартов на национальном уровне вводится национальная система учительского роста (далее - НСУР), которая основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта. При этом одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов, которая должна стать основанием для персонифицированного повышения квалификации учителя, что является новой задачей как для системы повышения квалификации, так и для самого педагогического работника.
Система образования Ярославской области охватывает более 220 тысяч детей и молодежи и представлена сетью образовательных организаций общего (дошкольного, начального, основного и среднего) образования, среднего профессионального и дополнительного образования, насчитывающей 938 образовательных организаций. В системе образования региона занято более 21918 педагогических работников, из них 10499 - работники общеобразовательных организаций, 8419 - дошкольных организаций, 1441 - системы СПО и 1296 - организаций дополнительного образования для детей.
Всего педагогических работников | Имеют квалификационные категории | Стаж педагогической деятельности | ||||
высшую | первую | 0 - 5 лет | 5 - 10 лет | 10 - 26 лет | более 25 лет | |
21918 | 4478 | 9095 | 3319 | 2398 | 6431 | 9770 |
Система образования региона в последние годы активно развивается, результаты позволяют говорить о наличии предпосылок, детерминирующих успешную реализацию целей и достижение результатов национального проекта "Образование", в том числе для создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - ЦОПМКП).
Профессиональное развитие педагогических кадров является одной из ключевых задач региональной образовательной политики, организационным инструментом реализации которой начиная с 2014 года был проект "Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области". В рамках данного проекта акцент сделан на создание условий для формирования актуальных профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций Ярославской области.
В 2018 году в Ярославской области разработан и начал реализацию региональный проект "Учитель будущего" (утвержден 7 декабря 2018 года), обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального национального проекта "Образование".
В регионе сформирована многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров региона, включающая государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО ИРО), учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) муниципальных образований (самостоятельные юридические лица, структурные подразделения органа управления образованием или образовательной организации), сеть профессиональных образовательных организаций, в том числе 4 педагогических колледжа, имеющих лицензию на реализацию программ ДПО. На базе ряда вузов региона (ФГБОУ ВО "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского") осуществляются мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров. В общеобразовательных организациях внедряются модели внутрифирменного образования.
Головным учреждением системы повышения квалификации региона является ГАУ ДПО ЯО ИРО, которое строит свою деятельность на основе учета и удовлетворения образовательных потребностей педагогических работников региона. Одним из условий определения содержательных аспектов программ ДПО, реализуемых ГАУ ДПО ЯО ИРО, является их направленность на работу с дефицитами профессиональных компетенций педагогических и руководящих кадров системы образования. При проектировании программ акцент делается на обеспечение преемственности профессиональных и образовательных стандартов. В ГАУ ДПО ЯО ИРО разрабатывается и реализуется комплекс форм и программ ДПО, созданных на основе результатов использования комплекса оценочных процедур по выявлению профессиональных дефицитов.
В целях создания условий для профессионального развития работников системы образования при ГАУ ДПО ЯО ИРО создано 80 базовых площадок, которые участвуют в реализации программ ДПО, в том числе в формате стажировки, а также в разработке научно-методических материалов в помощь практикам. В ГАУ ДПО ЯО ИРО разработаны Положение о порядке организации дополнительных профессиональных программ с использованием стажировки, форма дневника, плана и отчета по стажировке. В 2018 году было реализовано 18 дополнительных профессиональных программ с использованием стажировок.
Наряду с очной формой обучения в ГАУ ДПО ЯО ИРО используется очно-заочная и заочная формы, в том числе с использованием дистанционных технологий. В 2018 году было реализовано 78 дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий. Для эффективного осуществления обучения в дистанционном формате используется онлайн-платформа ILIAS, которая позволяет педагогам использовать цифровые технологии как в процессе обучения, так и в своей профессиональной деятельности. По состоянию на 01.01.2019 в системе дистанционного обучения ГАУ ДПО ЯО ИРО зарегистрировано более 7000 индивидуальных пользователей.
В ГАУ ДПО ЯО ИРО имеется опыт реализации программ ДПО в сетевой форме. Начиная с 2018 года ГАУ ДПО ЯО ИРО реализует программы в сетевой форме совместно с муниципальными ДПО, организациями СПО, вузами. В реализации программ ДПО наряду с научно-педагогическими работниками ГАУ ДПО ЯО ИРО на договорной основе участвуют специалисты системы образования. Так, в 2018 году было задействовано 144 специалиста, из которых 40 человек (28%) являлись ведущими учеными региона. Часть учебных мероприятий реализуется с помощью тьюторов из числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, в том числе подготовленных в стенах ГАУ ДПО ЯО ИРО.
В 2017 и 2018 годах командой специалистов, возглавляемой ректором ГАУ ДПО ЯО ИРО, было проведено исследование проблемы формирования метапредметных компетенций педагогов, по результатам которого разработана концепция кластера метапредметных компетенций педагога, создан оценочный инструмент - компьютерный тестинг, содержащий кейсовые задания для оценки сформированности и выявления дефицитов метапредметных компетенций. Разработана и апробирована модульная программа формирования данных компетенций.
Сегодня остро стоит задача подготовки педагога к будущим переменам, научить его стать модератором, разработчиком образовательных технологий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором онлайн-платформы, ментором стартапов, игропедагогом и т.п. Для решения задач подготовки педагогов к реализации новых функций в регионе запущен и реализуется ряд проектов.
В 2019 году на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан тьюторский центр непрерывного дополнительного профессионального образования учителей начальной школы, организационная структура которого включает команды тьюторов 18 муниципальных районов и команды тьюторов образовательных организаций. Деятельность тьюторского центра направлена на решение задач повышения мастерства педагогов в формате непрерывного дополнительного образования, обеспечение современных требований к качеству ДПО, удовлетворение потребностей в практико- и клиенториентированном неформальном ДПО, развитие "горизонтальных" форм обучения, в том числе и сетевых.
В соответствии с соглашением между Правительством Ярославской области и Фондом развития интернет-инициатив от 26.12.2017 и приказом департамента образования Ярославской области от 15.01.2018 N 12/01-03 "О реализации Программы профессионального развития педагогических работников Ярославской области "Преображение" с 2018 года в регионе реализуется программа профессионального развития педагогических кадров, которая направлена на развитие компетенций педагогических работников в области эффективных методик проектной деятельности, основанных на работе со стартапами; компетенций цифровой экономики; освоение практик внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс; творческой деятельности педагогических работников в области разработки и совершенствования учебных программ. В 2018 году обучение по данной программе прошли 102 педагога из 56 образовательных организаций 13 муниципальных районов области, 39 педагогов на практике реализовали освоенную методику формирования и развития универсальных учебных действий учеников, развития метапредметных навыков и навыков проектной деятельности, построенную на основе методики развития стартапов.
В декабре 2018 года в регионе стартовала программа развития личностного потенциала у детей, предполагающая поэтапное обучение педагогических работников и управленческих команд школ и детских садов. Программа реализуется в рамках партнерства между департаментом образования Ярославской области, благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее", ГАУ ДПО ЯО ИРО. Программа рассчитана до 2022 года и охватит более 700 человек.