Действующий

Об утверждении лесного плана Республики Алтай и признании утратившим силу Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17 октября 2012 года N 267-у (с изменениями на 30 мая 2022 года)



Таблица 24



Характеристика дорожной сети республики в разрезе лесничеств

Наименование лесничеств

Протяженность дорог, км

Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда, км

Кроме того, зимники, км

всего

в том числе

железных

автомобильных

из них

с твердым покрытием

грунтовых

из них круглогодичного действия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кош-Агачское

283

283

283

29

0,9

Майминское

192

192

35

157

70

2,3

2

Онгудайское

286

286

162

124

124

0,3

Турочакское

1538

1538

161

1377

840

1,6

104

Улаганское

56

56

56

56

0,1

Усть-Коксинское

72

72

72

11

0,1

Усть-Канское

740

740

110

630

630

1,7

Чемальское

234

234

80

154

105

1,0

Чойское

1045

1045

404

641

641

2,5

Шебалинское

1241

1241

891

350

220

5,3

Итого по лесничествам

5687

5687

1843

3844

2726

1,1

106

Алтайский государственный природный заповедник

75

75

4

71

54

0,1

Горно-Алтайское городское

44

44

44

44

9,9

Всего

5806

5806

1847

3959

2824

1,1

106


Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Однако учитывая то, что нормативная протяженность дорог на 1000 га (по Б.И.Кувалдину) должна составлять в лесах 10 - 12 км, лесное хозяйство республики дорожной сетью обеспечено недостаточно. Не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. К тому же имеющиеся грунтовые дороги распределены в пределах лесничеств крайне неравномерно, около 3/4 их территории без строительства новых дорог недоступно для хозяйственного воздействия. Недостаток улучшенных грунтовых дорог, неравномерность размещения их по территории, а также неудовлетворительное состояние большинства из них создает большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств.


В лесничествах ежегодно проводились работы в незначительных объемах по строительству и ремонту дорог противопожарного назначения. Все работы по дорожному строительству выполнялись лесничествами хозяйственным способом. Работы по содержанию и строительству дорог лесохозяйственного назначения в республике не выполнялись.


В зависимости от назначения существуют следующие типы лесохозяйственных дорог:


железные дороги в Республике Алтай отсутствуют.


Водные пути транспорта в Республике Алтай решающего значения не имеют. Всего в Горном Алтае насчитывается 20188 рек и водотоков протяженностью 62,5 тыс. км, причем 95% их количества или 60% протяженности приходится на реки протяженностью до 10 км (по Б.В.Фашевскому, 1971). Озер насчитывается около 7000 тыс. шт. площадью свыше 600 кв. км, причем 223 кв. км приходится на Телецкое озеро.


Наиболее крупные реки Катунь, Бия, Ануй, Песчаная, Чарыш, Чулышман пригодны только для маломерных катеров. Все реки республики горные, мелководные. Молевой сплав древесины проводился по многим рекам республики до 1980 года. В настоящее время сплав древесины по рекам республики не проводится.


Для достоверной информации о состоянии автодорог они подвергаются обследованию. Материалы обследования должны дать ясное представление об обеспеченности территории лесничества транспортными путями различного типа, о состоянии дорог и мостов, о возможности их использования в различные периоды года. По результатам натурных обследований и на основе имеющихся в лесничествах материалов дается характеристика существующих дорог с указанием их типа, протяженности, состояния и назначения. Определяются мероприятия по улучшению существующих дорог и мостов и разрабатываются рекомендации по строительству новых дорог и мостов и их использовании.


Сеть дорог в лесном массиве должна проектироваться с учетом комплексного ее использования для нужд лесоэксплуатации, лесного хозяйства, заготовки лесохимического и другого сырья.


Существующие и проектируемые дороги служат основанием для составления Схемы дорожной сети в устраиваемом лесничестве, которая отражается на планово-картографических материалах.


Для освоения расчетной лесосеки, независимо от породного состава древостоев, для достаточной рентабельной деятельности лесного хозяйства в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах - 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (Синицын, 1987). Для выполнения рубок ухода за лесами дорог нужно еще больше. Для полного же охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (Николаюк, 1977). Поэтому в перспективе в лесах республики необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения, лесовозных с твердым покрытием.