Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года

VIII. Повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа


Для эффективной реализации ФАС России функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) необходимо принятие комплекса мер по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Работа ФАС России в рамках реализации данного направления должна обеспечить достижение следующих целей:

8.1. Формирование стимулов к экономии издержек исполнителями ГОЗ и предпосылок для внедрения эффективных технологий производства.

8.2. Создание эффективных механизмов принуждения к добросовестному размещению ГОЗ и исполнению контрактов.

8.3. Устранение искусственных и избыточных ограничений развития конкуренции в сфере ГОЗ.

8.4. Повышение эффективности использования бюджетных средств, создание стимулов для их экономии.

8.5. Реализация комплекса мер по ограничению необоснованного роста цен в сфере государственного оборонного заказа:

8.5.1. Дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования ценообразования в сфере ГОЗ и повышения осведомлённости о новых принципах её функционирования среди участников размещения ГОЗ.

8.5.2. Повышение эффективности и прозрачности закупочной деятельности государственных корпораций и интегрированных структур:

- принятие порядка и критериев отбора хозяйствующих субъектов для участия в закрытых конкурентных процедурах;

- оценка эффективности закупочной деятельности исполнителей ГОЗ (внешний аудит, сквозное сопровождение головного контракта; выявление фактов нецелевого использования средств).

8.5.3. Развитие возможностей проведения закрытых конкурентных процедур в электронной форме.

8.5.4. Обеспечение контроля внедрения на ключевых предприятиях оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) правил (комплаенс) контроля соблюдения антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

8.6. Совершенствование системы контроля.

8.6.1. Создание эффективной системы контроля законодательства о государственном оборонном заказе, направленной па возмещение нанесенного ущерба, профилактику и предупреждение нарушений:

- обеспечить разработку и применение на практике мер по предотвращению и пресечению действий государственных заказчиков, влекущих за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ;

- обеспечить принятие изменений в законодательство, направленных на усиление ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение государственных контрактов, контрактов по ГОЗ;

- обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих установление ответственности исполнителей за нарушение порядка оплаты продукции по ГОЗ.

8.6.2. Повышение эффективности контроля заказчиком исполнения контрактов и реализации государственных и федеральных программ:

- стимулирование подачи заказчиком судебных исков о взыскании ущерба в случае неисполнения условий контрактов;

- внедрение внешнего аудита крупных проектов в сфере ГОЗ.

8.6.3. Повышение эффективности и результативности деятельности контрольных органов за счет внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности:

- обеспечить внедрение риск-ориентированного подхода для плановых проверок ФАС России в сфере ГОЗ;

- обеспечить внедрение "динамической модели" при осуществлении проверок ФАС России в сфере ГОЗ (предусматривающей повышение категории риска - при нарушении обязательных требований с учетом грубости нарушения и понижение категории риска - при индивидуальном поведении, не связанном с нарушениями обязательных требований);

- издать нормативные акты, регламентирующие порядок применения риск-ориентированного подхода в рамках контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2018 N 93.

8.7. Демонополизация рынков в сфере ГОЗ.

8.7.1. Осуществление ревизии единственных поставщиков и лишение их исключительного статуса в случае наличия конкуренции на рынках:

- выработать порядок утверждения решений о наделении организаций статусом единственного поставщика;