В целях совершенствования защиты и дальнейшего развития конкуренции необходимо привести стандартные категории антимонопольного регулирования, закрепленные в нормативных документах и используемые в правоприменительной практике в соответствие с современными реалиями цифровой экономики.
В условиях изменения структуры современных рынков и нарастающего на них влияния технологий (в первую очередь цифровых технологий), информации, цифровых и информационных платформ, интеллектуальной собственности необходимо обеспечить развитие конкуренции с учетом современных вызовов.
С учётом специфики рынка необходимо сформулировать новые подходы к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.
Иммунитеты от применения антимонопольного законодательства в отношении результатов интеллектуальной деятельности сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики.
Основным направлением развития конкуренции является актуализация антимонопольного регулирования (приведение в соответствие со складывающимися общественными отношениями в сфере цифровой экономики).
5.1. Модернизация антимонопольного законодательства для эффективного его применения в условиях цифровой экономики.
5.1.1. На законодательном уровне для адаптации законодательства о защите конкуренции к условиям цифровой экономики и устранения негативных для состояния конкуренции на различных товарных рынках эффектов обеспечить закрепление следующих новых понятий: цифровая платформа и сетевой эффект.
5.1.2. Определить новые критерии доминирующего положения на рынке, учитывающие влияние сетевых эффектов.
5.1.3. Обеспечить принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения анализа состояния конкуренции иа товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) взаимодействие продавцов и покупателей организуется и обеспечивается посредством цифровых платформ, учитывающие наличие сетевых эффектов, а также необходимость установления и оценки антимонопольным органом воздействия сетевых эффектов на возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
5.2. Обеспечить на законодательном уровне определение новых подходов при контроле экономической концентрации:
- новый критерий предварительного согласования сделок - объем сделки превышает 7 млрд рублей;
- максимальная открытость информации о рассмотрении ходатайств;
- новый вид предписания об устранении дискриминационного доступа к данным, в том числе данным о потребителях.
5.3. Обеспечить расширение полномочий антимонопольных органов при осуществлении контроля исполнения предписаний. В частности, обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих, что при неисполнении предписания антимонопольный орган вправе:
- обратиться в суд с иском о разрешении использования на территории Российской Федерации в интересах развития конкуренции результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих лицу, которому было выдано предписание, если предписание было связано с осуществлением таким лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, на условиях выданного предписания;
- обратиться в суд с требованием о запрете (ограничении) оборота на территории Российской Федерации лицом, которому было выдано предписание, товаров, производимых с использованием результатов интеллектуальной деятельности, осуществление исключительных прав на которые связано с исполнением этого предписания.
5.4. Обеспечить отмену иммунитетов для злоупотреблений доминирующим положением, картелей и ограничивающих конкуренцию соглашений, связанных с осуществлением прав на интеллектуальную собственность.
5.5. Разработать и обеспечить принятие изменений в антимонопольное законодательство, уточняющих формы недобросовестной конкуренции в отношении специфических недобросовестных практик хозяйствующих субъектов, деятельность которых преимущественно осуществляется в информационном пространстве.
5.6. Обеспечить разработку и принятие изменений в законодательство, предусматривающих регулирование полномочий Правительства Российской Федерации в целях охраны жизни и здоровья граждан принимать решения об использовании интеллектуальной собственности без согласия правообладателя с уведомление* его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
5.7. Обеспечить разработку и принятие изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих рассматривать использование ценового алгоритма в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.