Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года

IV. Создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе снижение доли государственного участия в экономике


Комплекс задач по защите и развитию конкуренции должен решаться посредством государственной политики.

Подписание Президентом Российской Федерации Указа от 21.12.2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации" - это, по сути, новая веха не только антимонопольного регулирования, но и экономической политики государства в целом.

Целями политики по развитию конкуренции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Реализация принципов и целей государственной политики по развитию конкуренции, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации", должна стать общей задачей всех органов власти и институтов гражданского общества.

Создание эффективных механизмов развития конкуренции должно быть реализовано по следующим направлениям:

4.1. Создание совершенной институциональной основы развития конкуренции в Российской Федерации:

4.1.1. Каждые пять лет на период с 2020 разрабатывать и принимать на федеральном уровне планы мероприятий ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции и обеспечению перехода отдельных отраслей из состояния монополии в состояние конкурентного рынка.

4.1.2. Обеспечить внедрение показателей развития конкуренции в оценку эффективности деятельности органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

4.1.3. Обеспечить достижение ключевых показателей развития конкуренции на региональном уровне путем реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и мероприятий, направленных на его исполнение.

4.1.4. Обеспечить принятие и реализацию на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований планов мероприятий ("дорожных карт") обеспечивающих достижение ключевых показателей развития конкуренции, в том числе, включающих в себя системные мероприятия, направленные на уменьшение доли государственных и муниципальных организаций на конкурентных товарных рынках.

4.1.5. Обеспечить создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов Федеральной антимонопольной службы во всех субъектах Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации.

4.1.6. Обеспечить участие Общественной палаты Российской Федерации в работе коллегиального координационного или совещательного органа, созданных в субъектах Российской Федерации при высшем должностном лице для внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р.

4.2. Разработка и реализация мер, направленных на снижение и недопущение увеличения доли государственного и муниципального участия в конкурентных сферах:

4.2.1. Обеспечить принятие федерального закона, предусматривающего установление запрета создания и осуществления деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках (за исключением сфер обеспечения обороны и безопасности государства).

4.2.2. Обеспечить принятие федерального закона, предусматривающего запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также случаев, когда приобретение государством и муниципальными образованиями акций и долей таких хозяйственных обществ предусмотрено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).

4.2.3. Содействовать развитию конкуренции посредством приватизации и акционирования государственных корпораций, а также приватизации государственного имущества.

4.2.4. Обеспечить широкое привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания населения.

4.3. Содействие внедрению механизмов стимулирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к достижению показателей развития конкуренции:

4.3.1 содействовать формированию системы показателей состояния и развития конкуренции в целях использования при оценке результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в качестве целевых показателей программ развития конкуренции;

4.3.2 содействовать внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по вопросам реализации положений Стандарта.

4.4. Обеспечение внедрения механизмов наблюдения за развитием конкуренции на товарных рынках путем:

4.4.1. Ежегодного с привлечением представителей бизнес-сообщества, экспертов и экспертных организаций анализа и оценки степени достижения показателей, предусмотренных планами мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации, в целях оценки состояния конкуренции и эффективности государственной политики по развитию конкуренции.

4.4.2. Содействия информированию общественности о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции (повышение информационной открытости органов власти) путем:

- размещения и регулярной актуализации федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на официальных сайтах в сети "Интернет" планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию конкуренции, а также сведений о динамике ключевых показателей развития конкуренции и результатах выполнения мероприятий, предусмотренных планами развития конкуренции ("дорожными картами");

- осуществления постоянного мониторинга выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Национального плана развития конкуренции, а также достижения ключевых показателей развития конкуренции в Российской Федерации, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию конкуренции.