Действующий

О методических документах, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году

3. Особенности формулировок тем итогового сочинения


Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В 2019/20 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним:

1. "Война и мир" - к 150-летию великой книги.

2. Надежда и отчаяние.

3. Добро и зло.

4. Гордость и смирение.

5. Он и она.

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итоговых сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:

N

Тематическое направление

Комментарий

1.

"Война и мир" - к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий "война" и "мир" и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

2.

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия "надежда" и "отчаяние" могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

3.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

4.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий "гордость" и "смирение" в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений.

Понятие "гордость" может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие "смирение" - как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

5.

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых "он" и "она".


При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года: "Отцы и дети", "Мечта и реальность", "Месть и великодушие", "Искусство и ремесло", "Доброта и жестокость".

Комплект N 1

106. Как избежать конфликта между "отцами" и "детьми"?

202. Какую мечту можно назвать благородной?

312. Опасна ли месть для самого мстителя?

403. Почему нужно учиться понимать искусство?