Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2022 года)

3. Планирование развития туристских территорий


В связи с ограниченностью ресурсов условием, определяющим возможность реализации Стратегии, станет фокусирование усилий и концентрация поддержки государства на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов. На приоритетных территориях, которым будет оказана поддержка, необходимо сформировать качественный специализированный туристский продукт за счет комплексного подхода к развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры, транспортной доступности туристских территорий, уровня качества и сервиса услуг, а также обеспечить рост инвестиционной привлекательности и безопасности туристской деятельности.

Приоритетные территории развития туризма в Российской Федерации определяются с учетом региональных различий в обеспеченности туристскими ресурсами, текущей и потенциальной роли туризма в экономике, социальной значимости развития туризма для населения Российской Федерации. С учетом Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, приоритетным является развитие территорий, для которых туризм определен в качестве перспективной экономической специализации.

Государственная поддержка приоритетных территорий должна формироваться на принципе наибольшего вклада в достижение целей и целевых показателей Стратегии.

Приоритетным направлением Стратегии является комплексное развитие туристских территорий, включая развитие туристской инфраструктуры, коммунальной и транспортной инфраструктуры, развитие объектов показа и других объектов индустрии туризма, благоустройство туристских территорий, в целях создания конкурентоспособного туристского продукта.

Такой подход должен способствовать синхронизации планов по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, существенному снижению инвестиционных рисков для всех участников развития туристских территорий. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти, субъектов естественных монополий и представителей туристского бизнеса при планировании развития туристских территорий приведет к снижению административных барьеров, обеспечению оптимальных условий для инвестора при подключении к инженерным и телекоммуникационным сетям.

Инструментами координации и синхронизации мер по развитию туристских территорий станут создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, мастер-планы развития туристских территорий, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории.

Такие планы развития туристских территорий должны являться источником прогнозных данных об объеме туристского потока, о целевых группах туристов и способах их привлечения. В рамках этой работы определяются точки входа туристских потоков в регион (или туристскую территорию), прогнозируются и обеспечиваются их пропускная способность, скорость и удобство использования инфраструктуры. Планы развития туристских территорий также должны определять требования к качеству и формату туристской инфраструктуры, состоянию городской среды и общественных пространств.

Мастер-планы разрабатываются в отношении всей или части территории муниципальных образований в составе туристской территории и включают территории точек притяжения, места локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие развитие туристской территории, и иные зоны, способствующие развитию приоритетной территории, в целях создания конкурентоспособного туристского продукта.

Мастер-план будет носить рекомендательный характер и являться основанием для внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также станет неотъемлемой частью соглашений между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и другими заинтересованными организациями о создании территорий преференциального режима.

Выполнение условий соответствующих соглашений станет основанием для получения государственной поддержки и формирования специального преференциального режима на приоритетных туристских территориях. Льготы будут предоставляться резидентам территорий действия специального режима на основании соответствующих соглашений. Получить статус резидента на территории специального преференциального режима смогут те инвесторы, чьи инвестиционные проекты соответствуют плану развития туристских территорий, в том числе показателям финансовой модели, целевым показателям и локализации в соответствии с мастер-планом.

Государственную поддержку планов развития туристских территорий предусматривается осуществлять с учетом влияния их реализации на достижение целей Стратегии и объема запрашиваемых расходов бюджетов всех уровней.

Государственная поддержка плана развития туристской территории может включать формирование специального режима (территории опережающего социально-экономического развития или иные аналогичные режимы стимулирования инвестиций) с индивидуальным набором мер поддержки со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, институтов развития Российской Федерации, в том числе возможность установления в пределах полномочий льготных налоговых ставок, выделение (резервирование) земельных участков для реализации инвестиционных проектов, субсидирование юридическим лицам (инвесторам) затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны или зоны территориального развития.

Необходимо обеспечить комплексное туристское освоение территорий через включение объектов туристской инфраструктуры как целостной системы в схемы территориального планирования муниципальных районов и (или) генеральные планы городских поселений или городских округов, в том числе обеспечить участие бизнеса и профильных отраслевых объединений в подготовке и согласовании документов территориального планирования. Предоставление льгот на территории специального преференциального режима можно увязывать с утвержденными планами развития туристских территорий, закрепляя соответствующие мероприятия в соглашениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и инвесторами.