Одним из сдерживающих факторов динамичного развития туризма в России является сезонность, приводящая к высоким колебаниям уровня спроса и, как следствие, низкой загрузке объектов туристской инфраструктуры. Механизмом компенсации низкого уровня туристского потока выступает существенное снижение цен субъектами туристской отрасли, что увеличивает срок окупаемости проектов. Вместе с тем цены снижаются не на все элементы туристского продукта и общая стоимость даже в низкий сезон остается высокой. Отсутствие равномерной сезонной загрузки отражается не только на экономических показателях деятельности, но и негативно влияет на обеспечение круглогодичной занятости в сфере туризма. В большинстве туристских территорий невозможно полностью устранить пики и спады туристского потока, но возможно сгладить. Для этого требуется провести работу в 2 направлениях - сформировать уникальный туристский продукт в межсезонье и обеспечить доступность существующих и вновь создаваемых туристских продуктов для широких слоев населения.
Учитывая разнообразие туристских территорий по климату, инфраструктуре и объектам показа, требуется создание системы гибкого подхода к формированию туристского продукта и решению задач по минимизации падения спроса в межсезонье. Для каждой из туристских территорий при составлении планов развития необходимо определить индивидуальный набор инструментов поддержания и стимулирования прироста потока в периоды "низкого сезона", таких, как проведение конгрессно-выставочных мероприятий, проведение событийных мероприятий, создание тематических парков, спортивных и тематических фестивалей, развитие новых видов туризма на базе имеющейся инфраструктуры (например, экомаршруты, экстремальные маршруты, гастрономический туризм и др.), развитие региональных туристских продуктов "низкого сезона", позволяющих по сниженным ценам получить широкий комплекс услуг.
Меры поддержки на федеральном и региональном уровнях должны быть организационного и финансового характера, среди возможных - бюджетное финансирование или софинансирование проведения мероприятий, гранты на создание внесезонных туристских продуктов, корректировка календаря событий.
Важной задачей стимулирования спроса является реализация социальной функции туризма - повышение доступности туризма для тех групп населения, которые в настоящее время не имеют возможности совершать туристские поездки, а также групп населения, испытывающих наибольшие потребности в отдыхе и оздоровлении. Таким образом, ключевой группой для стимулирования спроса является социальный туристский поток и прежде всего дети.
В качестве решения основной задачи по повышению доступности туристского продукта предлагается разработка комплекса мероприятий по стимулированию социального туристского потока в период "низкого сезона", а также развитие культурно-познавательного, детского и лечебно-оздоровительного туризма, что, с одной стороны, позволит создать гарантированный спрос, повысить загрузку туристской и транспортной инфраструктур, снизить срок окупаемости проектов и повысить инвестиционную привлекательность сферы туризма в целом, а с другой стороны - реализовать социальную функцию повышения доступности туризма, отдыха и оздоровления для населения Российской Федерации.
В рамках реализации государственной политики по стимулированию спроса на услуги туризма для граждан Российской Федерации необходимо обеспечить:
развитие системы субсидирования перевозок отдельных категорий граждан Российской Федерации к местам отдыха;
поддержку работодателям, участвующим в развитии социального туризма, в том числе полностью или частично компенсирующую работникам затраты на организацию отдыха;
реализацию специальных мер и программ поддержки социально значимых видов туризма, в особенности детского, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма;
развитие системы работы с социальным туристским потоком в рамках деятельности учреждений здравоохранения и органов социального обеспечения;
совершенствование нормативно-правового обеспечения развития социально значимых видов туризма, в особенности нормативно-правового регулирования обеспечения приема, организации общественного питания и транспортного обслуживания организованных групп детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
поддержку общественных инициатив и проектов по развитию социально значимых направлений туризма, расширению участия в них волонтерских организаций;
расширение практики использования туристской деятельности в рамках профессиональной ориентации учащихся и студентов, развитие промышленного, сельского и научного туризма;
поддержку программ по стимулированию спроса на туристские услуги региональных и локальных туристских территорий субъектов Российской Федерации;
поддержку мероприятий по популяризации культуры туризма среди молодого поколения, в том числе по развитию системы обучения организаторов молодежного туризма (волонтеров) для целей развития туризма в Российской Федерации, обучения молодежи навыкам работы, необходимым для развития туризма и проведения туристских мероприятий в природной среде;
содействие внедрению международных молодежных дисконтных систем на туристские услуги;
развитие туристского продукта для внутренних и въездных туристов с ограниченными возможностями здоровья, учет их потребностей при развитии туристской инфраструктуры.
Основой стимулирования спроса и обеспечения доступности туристского продукта станет система субсидирования российских туристских продуктов, реализуемых туроператорами гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Основными элементами указанной системы являются:
субсидирование организации чартерных перевозок туристов на приоритетные туристские территории;
субсидирование организации специальных туров для отдельных категорий граждан, в том числе в рамках развития детского туризма, лечебно-оздоровительного туризма, организованных туров для лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и др.;
возмещение части затрат туроператоров на организацию новых туристских маршрутов на территории Российской Федерации;
создание условий для дальнейшего развития системы динамического ценообразования на туристский продукт.