Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2022 года)

2. Создание конкурентоспособного туристского продукта


Конкурентоспособный туристский продукт (международного, национального, регионального и местного уровней) создается с целью максимизации положительного опыта туриста. Комплексный подход к развитию туристского продукта должен основываться на положительном опыте туриста не только во время отдыха, но и на протяжении всего путешествия, начиная от возникновения идеи совершения поездки и заканчивая отзывами по возвращении домой. Конкурентоспособность туристского продукта формируется через раскрытие потенциала туристских ресурсов и определяется качеством и доступностью транспортной инфраструктуры, качеством обеспечивающей инфраструктуры, состоянием и стоимостью использования туристской инфраструктуры, качеством обслуживания и стоимостью сервиса, а также узнаваемостью и привлекательностью бренда страны и отдельных туристских направлений.

Основу повышения конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации составляют развитие узнаваемости и привлекательности бренда, облегчение визового режима, улучшение качества туристских услуг и повышение их доступности для внутренних и въездных туристов. Улучшению качества туристского продукта будут способствовать модернизация и развитие туристской инфраструктуры, городской и сельской среды, повышение качества подготовки кадров, работающих в туристской индустрии, комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности, создание комфортной предпринимательской среды, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства, координация представителей бизнеса и регионов для совместного планирования развития туристских территорий, мониторинг качества туристского продукта и распространение лучших практик и стандартов сервиса, а также реализация мер по развитию конкуренции на рынке предоставления туристских услуг в Российской Федерации. Основными направлениями повышения доступности этих услуг станет развитие транспортной инфраструктуры и системы пассажирских перевозок в направлении туристских территорий, в том числе мультимодальных перевозок, цифровых платформ для удобства туристов при планировании поездки, предоставляющих широкий выбор туристских услуг.

Важной частью развития комплексного туристского продукта территории является формирование и управление туристским брендом страны (международный и национальный уровни), а также отдельными туристскими территориями (региональный и местный уровни). Важным направлением стимулирования инвестиционной активности в отрасли должна стать проработка мер по совершенствованию системы налогообложения в сфере туристской индустрии.

Одной из задач управления туристским брендом страны станет мониторинг качества услуг на территории, к которой он относится. Фактическая оценка туристом путешествия и степень расхождения ожиданий, связанных с посещением страны (или отдельной территории в случае, когда речь идет о внутреннем туризме), с реальным набором впечатлений впоследствии транслируются и накапливаются в информационном пространстве и оказывают влияние на принятие решения о направлении путешествия новыми туристами либо о повторном путешествии.

Повышение уровня сервиса будет обеспечено за счет создания двухуровневой системы управления качеством туристских услуг (на федеральном и региональном уровнях), основанной на принципах информационной открытости и саморегулирования, для чего необходимо:

совместно с профессиональными объединениями (ассоциациями), организациями туристской индустрии (общественного питания, коллективных средств размещения, экскурсоводов и др.) провести актуализацию существующих и разработку новых стандартов оказания услуг, описывающих базовые рекомендуемые требования к сервису и ориентиры на лучшие практики;

разработать систему мониторинга качества оказываемых услуг на приоритетных туристских территориях;

развивать систему классификации объектов туристской инфраструктуры;

разработать основанную на принципах саморегулирования систему добровольной аккредитации с присвоением организациям статуса соответствия бренду приоритетной территории;

разработать программы повышения качества услуг на федеральном и региональном уровнях, включающие обучение стандартам качества всех участников туристской отрасли;

вовлекать местное население в процессы формирования, оказания и контроля качества туристских услуг;

сформировать систему стимулирующих мероприятий по вовлечению предприятий туристской отрасли в процесс повышения качества услуг, мотивации бизнеса инвестировать средства в развитие и обучение сотрудников (в том числе посредством предоставления доступа бизнеса к региональным и федеральным программам финансирования и софинансирования создания и продвижения туристского продукта, а также к программам повышения квалификации персонала);

разработать и внедрить программу распространения знаний и лучших практик эффективного управления в сфере туристских услуг.