Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2022 года)

1. Современные тенденции и перспективы развития туризма в мире


По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 процента, или около 8,3 трлн. долларов США (3,2 процента - оценка прямого вклада туризма без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику), при этом 1 из 10 рабочих мест в мире создается в туристском секторе. Прямой вклад туризма в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития, согласно отчету о трендах и политике в области туризма за 2018 год, в среднем составляет 4,2 процента в валовой внутренний продукт, 6,9 процента - в занятость и 21,7 процента - в объем экспорта услуг. По данным Всемирной туристской организации, потоки международного туризма удвоились за последние два десятилетия: с 0,68 млрд. въездных туристов в 2000 году до 1,3 млрд. в 2017 году и оценочно до 1,4 млрд. в 2018 году.

Туризм остается одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе. По данным Всемирной туристской организации, экспорт туристского сектора занимает 3 место в мировом экспорте после химикатов и топлива, обогнав продукцию автопрома. Для большинства развитых стран туризм - лидирующая статья в экспорте. Общий объем экспорта сектора туризма в 2017 году составил 1,6 трлн. долларов США, то есть примерно 4,4 млрд. долларов США в день (1200 долларов США на 1 туриста), что составляет около 7 процентов международного объема экспорта товаров и услуг (22,9 трлн. долларов США) и 29 процентов международного объема экспорта услуг (5,4 трлн. долларов США). В 2010-2017 годах среднегодовой темп роста объема мирового экспорта туристских услуг составлял около 4-7 процентов.

Объемы доходов от международного туризма по категории "поездки" (без учета затрат на транспорт) в мире также продемонстрировали значительный рост: с 475 млрд. долларов США в 2000 году (около 700 долларов США на 1 туриста) до 1310 млрд. долларов США в 2017 году (около 1000 долларов США на 1 туриста). Кроме того, помимо общего размера трат международных туристов и доходов принимающих стран, размер международных транспортных услуг, оказанных нерезидентам в мире, в 2017 году составил около 240 млрд. долларов США (180 долларов США на 1 туриста).

Важной характеристикой международного туризма является относительная устойчивость сектора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после спада. Так, снижение международного туристского потока в 2009 году составило 4 процента, а уже в 2010 году он вернулся к росту, продемонстрировав 42 процента увеличения по итогам 2017 года относительно докризисного уровня 2008 года. Схожая картина происходила и в части объемов туристских затрат - после сокращения в 2009 году на 9 процентов по сравнению с 2008 годом объем мировых туристских расходов уже в 2010 году почти восстановился до докризисного уровня и по итогам 2017 года вырос на 43 процента по сравнению с 2008 годом.

Организация экономического сотрудничества и развития в рамках инициативы по системе учета международной торговли на основе добавленной стоимости подчеркивает особенно важный вклад экспорта туристских услуг и его влияние на формирование доли туристского сектора в валовом внутреннем продукте. Данные Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что экспорт услуг создает для принимающих туристские потоки стран добавочную стоимость выше среднего уровня по экономике - 80 процентов оборота экспорта туризма конвертируются в добавленную стоимость туристской отрасли страны.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, наибольшая доля мирового валового внутреннего продукта в части туризма в 2017 году приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (36 процентов), тогда как Европа и Америка занимают второе и третье места соответственно, вместе добавляя 59 процентов к мировому валовому внутреннему продукту туризма.

По данным Всемирной туристской организации, особенностью последних лет стало перераспределение туристов между регионами международного туризма и повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона (рост на 6 процентов в 2017 году по сравнению с 2016 годом), Африки (на 8 процентов) и Америки (на 5 процентов), при этом все направления получили прирост потока туристов из-за роста авиаперевозок и развития связей между регионами мира.

Самый посещаемый регион в мире - Европа - показал рост в 9 процентов, Ближний Восток - 4 процента. Около 60 процентов всех туристских затрат (1,3 трлн. долларов США) в 2017 году были сконцентрированы в топ-15 странах (в том числе в Соединенных Штатах Америки, Испании, Франции, Таиланде, Великобритании, Италии, Австралии, Германии, Японии, Китае, Индии, Турции, Мексике). Россия заняла 34 место в общих тратах международных туристов на своей территории, которые составили 9 млрд. долларов США (0,7 процента общих трат по миру), при этом стала восьмой страной в рейтинге трат туристов по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами (около 2,5 процента общих трат международных туристов). Лидерами по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из страны туристами, являются Китай, Соединенные Штаты Америки и Германия.

По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году Россия находилась на 15-м месте стран - лидеров по количеству прибытий иностранных граждан.