Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" (утратило силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 04.02.2021 N Р-33)

5. Создание и обеспечение функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов


При организации нового формата повышения уровня профессионального мастерства в процессе освоения новых знаний, навыков и умений появляется необходимость измерения степени владения таким мастерством на текущем этапе профессиональной карьеры педагога.

Профессиональное мастерство следует рассматривать как набор таких профессиональных качеств, которые могут обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности, максимально приближающийся к требованиям принятого государством стандарта. До включения в процесс овладения необходимыми профессиональными компетенциями педагогу рекомендуется принять участие в оценочных процедурах, которые позволят выявить степень имеющихся в его профессиональном арсенале знаний и умений, в части их соответствия профессиональному стандарту, набору показателей и характеристик, отражающих уровень квалификации, которая требуется для осуществления педагогической деятельности и для выполнения определенных трудовых функций.

При организации деятельности центров оценки необходимо учитывать, что педагогические работники в силу специфики своей профессии крайне болезненно реагируют на попытки общества и государства оценить уровень владения ими соответствующими компетенциями, в особенности в сфере предметных знаний.

Одним из решений этой проблемы должна стать система добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, которая включает набор процедур, предусматривающих в том числе такие публичные действия, как проведение комплексного экзамена. Такой экзамен является важнейшим инструментом, позволяющим оценить степень соответствия профессиональным стандартам не только педагогических работников, но и руководящих работников. Результаты экзамена ни в коей мере не являются сведениями для надзорной проверки и последующих взысканий, а выполняют исключительно диагностическую функцию. Другим не менее важным результатом экзамена должна стать возможность определения для тестируемых индивидуальных образовательных маршрутов с целью дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.

Сводный результат экзамена предоставляет ценный материал, в котором обобщена информация о профессиональных дефицитах, наиболее часто фиксируемых на территории муниципального образования и/или субъекта Российской Федерации. Эта информация может быть успешно использована при принятии управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях. По мере развития и совершенствования регламентов проведения процедур оценки такой формат диагностики может применяться и на уровне отдельных образовательных организаций.

Важнейшим принципом проведения процедур оценки должен стать принцип добровольности.

Как уже было отмечено в Разделе 2 настоящих методических рекомендаций, одним из механизмов выявления профессионального уровня педагогических работников и руководящих кадров системы общего и дополнительного образования в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" призваны стать центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.

Эти центры представляют собой юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в рамках реализации Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Такие центры должны быть вооружены специальным инструментарием, позволяющим использовать разнообразные оценочные средства. В век информатизации центры должны максимально использовать свои собственные и сторонние онлайн-платформы, что позволит консолидировать оценочные средства в единую электронную базу контрольно-измерительных материалов (КИМов), а также сократить неэффективные расходы и обеспечить прозрачность результатов.

Центры в качестве унификации процедур должны использовать типовые регламенты, включающие описание форм и мероприятий для выявления уровня профессиональных компетенций педагогов.

Услугами центров для прохождения добровольной независимой оценки профессиональной квалификации могут воспользоваться и руководители образовательных организаций. Предметом оценки в таком случае становятся управленческие компетенции.

Несмотря на то, что основным предназначением центров является организация и проведение процедур добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических кадров, они могут привлекаться при формировании и развитии кадрового резерва отрасли. На их базе при имеющемся опыте проведения оценочных процедур и разработанных регламентах можно организовать процедуры специального отбора для последующей целевой квалификационной подготовки педагогических работников образовательных организаций, которые проявили интерес и способность к руководящей деятельности.

При оптимальной организации работы центров и при минимальных затратах на содержание штатов, при максимальном использовании возможностей онлайн-площадок и информационно-коммуникационных технологий, при наличии специально разработанной и принятой на региональном уровне нормативной правовой базы центры могут выполнять функции независимой структуры, обеспечивающей проведение оценочных процедур руководящих кадров образовательных организаций, диагностику уровня их профессиональных компетенций с целью оценки владения профессиональными компетенциями и определения индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на их преодоление.

С использованием потенциала центров в субъектах Российской Федерации может быть унифицирован подход к аттестации руководящих кадров образовательных организаций. А по мере разработки и принятия соответствующих регламентов на федеральном уровне центры, имея в арсенале наработанный опыт, могут провести реструктуризацию своей деятельности и сделать техническое сопровождение процедур аттестации руководящих работников на присвоение квалификационных категорий по должности "руководитель образовательной организации" и на соответствие занимаемой должности одним из ключевых направлений своей деятельности.

В качестве дополнительных функций центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов по согласованию с государственными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования, могут проводить процедуры пробного тестирования педагогических работников перед прохождением ими аттестационных процедур на присвоение квалификационных категорий по должности "учитель", "воспитатель" и т.д.

По мере обретения организационного навыка к этим функциям можно добавить и функции оценки профессионального уровня педагогических работников перед прохождением ими аттестационных процедур на соответствие занимаемым должностям. Таким образом центры приобретут партнерский статус в отношениях с руководителями муниципальных, государственных и негосударственных организаций общего и дополнительного образования.

Очень важно, чтобы центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (и руководителей) образовательных организаций выполняли в первую очередь роль эффективного инструмента диагностики профессиональных компетенций и обеспечивали педагогов и руководителей четкими исчерпывающими рекомендациями по дальнейшей траектории профессионального совершенствования.

В этой части региональные центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов должны иметь в виду необходимость сотрудничества с региональными центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, так как имеющийся в распоряжении региональных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников набор форм и образовательных программ повышения квалификации педагогических работников является ресурсом восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть на региональном уровне возможность передачи процедур сертификации программ дополнительного профессионального образования на уровень центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.