Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" (утратило силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 04.02.2021 N Р-33)

4. Кадровый состав, задействованный в реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"


Услуги в центрах оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" будут оказываться специалистами, принятыми на работу на основании заключенных трудовых договоров с работодателями, либо привлеченными к оказанию услуг на основании гражданско-правовых договоров.

Специалисты, привлекаемые к оказанию услуг, должны отвечать соответствующим квалификационным требованиям. Это обстоятельство является важнейшим условием обеспечения квалифицированной помощи получателям услуг в центрах.

Созданный группой авторов при поддержке Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления "Сколково" Атлас новых профессий ориентирует общество на 15-20-летнюю перспективу в части появления новых и исчезновения традиционных профессий. А поскольку учителя общеобразовательных организаций - это самые близкие наставники подрастающего поколения, именно они должны знать, на что ориентировать строителей экономики будущего, научить их конструировать траекторию собственного развития. Естественно, чтобы выступать в демонстрационной роли человека, имеющего профессию будущего, учитель должен обладать иными компетенциями, которые он должен получить в центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

В связи с этим в центрах должны быть кадры, ориентирующиеся на образец педагога, который в обозримом будущем вытеснит из школы традиционного учителя и воспитателя. Этот кадровый ресурс должен быть способен не только психологически подготовить современного учителя к будущим переменам, но и научить его стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, игромастером, игропедагогом, тренером по майнд-фитнесу, разработчиком инструментов обучения состояниям сознания.

Очевидно, что на этапе своего становления центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников не смогут быть обеспечены в полном объеме такими кадрами, но начинать работу по подбору и формированию необходимого кадрового состава следует незамедлительно. В противном случае процесс смены морально устаревающих кадров в образовательных организациях будет пробуксовывать. В перспективе центры должны будут не только демонстрировать набор функциональных возможностей специалистов ближайшего будущего, но и реализовывать программы их подготовки.

Представляется целесообразным обеспечить реализацию функциональных направлений деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников путем привлечения таких специалистов, как:

1. Игромастер

2. Координатор образовательной онлайн-платформы

3. Модератор

4. Организатор проектного обучения

5. Разработчик образовательных траекторий

6. Тьютор

7. Директор публичных программ

Это профессии, которые уже появились и зарекомендовали себя и как эффективные, и как перспективные.

На следующем этапе развития будет необходимо иметь в виду менторов стартапов, игропедагогов, тренеров по майнд-фитнесу и разработчиков инструментов обучения состояниям сознания.

В вышеприведенном списке важнейшую организационную единицу центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в части стратегического планирования, подбора и реализации программ дополнительного профессионального образования представляет собой сотрудник, замещающий должность директора публичных программ.

Одной из задач, решаемых в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", является внесение в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) квалификационных характеристик вышеперечисленных должностей (кроме тьютора).

Игромастер

Игромастер - это специалист, который разрабатывает и организует обучение с помощью специальных развивающих игр, в том числе с использованием симуляторов.

Педагог-игромастер в сегодняшней отечественной педагогической практике уже не редкость, поскольку в современном образовательном процессе его услуги используются достаточно активно в целях развития умственных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. Поскольку игра для развития ребенка необходима, ее потенциал следует использовать максимально.

Анализ образовательного процесса показывает, что педагоги задействуют далеко не все возможности игровой деятельности. Связано это не только с отсутствием необходимых компетенций, но еще и с отсутствием в достаточном количестве специалистов, способных создавать игровые методики - игромастеров.

Игромастер эффективно моделирует процесс игры и общения, он должен уметь экспериментировать с различными методами и владеть основами игротехники.

Именно игромастер должен уметь смоделировать школьный образовательный процесс с использованием игровых технологий при обучении слушателей-педагогов. При этом обучение педагогов тоже должно носить игровой характер. По аналогии с обучающимся слушатели посредством сюжетных игр получают не только профессиональное и коммуникативное, но и творческое развитие.

Игромастер, работая с группой слушателей, должен уметь моделировать реальные ситуации, которые могут возникнуть при работе с детьми, создавать обстановку доверительности, открытости, привлекать к проявлению эмоциональности.

Сложность в работе игромастера в педагогической аудитории заключается в том, что слушатели играют две роли: взрослых слушателей и обучающихся детей. Игромастер, помимо собственно обучения в игровой форме, должен еще уметь создавать единую команду взрослых людей. Это необходимо учитывать при игромоделировании. В игровой форме педагоги обучаются, приобретают профессиональные навыки, но при этом они еще должны ощущать и психологический комфорт.

Педагогическая специальность игромастера имеет существенную проблемную сторону - часто игра в обучении воспринимается как развлечение, и мастерство специалиста заключается в умении привносить в учебную игру обучающие элементы.

Профессия игромастера в современном коммуникационном пространстве представлена достаточно широко, например, ведущий развлекательных программ, шоумен, мастер игрового общения. В традиционно организованном российском школьном образовательном пространстве эта функция возложена на старших вожатых, организаторов внеклассной и внеурочной деятельности, частично - педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей.

Принципиальное отличие педагога-игромастера от вышеперечисленных педагогов заключается в том, что в своей деятельности он охватывает более широкую профессиональную сферу, его профессия вобрала в себя характерные черты таких профессий как сценарист, режиссер, актер, организатор, педагог.