Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" (утратило силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 04.02.2021 N Р-33)

3. Основные требования к формату и содержанию деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников


Учитывая тот факт, что федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" ориентирован на создание в образовательной среде "точек роста" для профессионального и карьерного "лифта" педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников, занятых в сфере общего и дополнительного образования.

Для успешного решения задач построения в нашей стране образовательной экосистемы, требуется формирование структур, основанных на принципиально иных подходах к организации деятельности и опирающихся на новое содержание профессионального сопровождения педагогов.

Такой организационной структурой должны стать центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации. Важно отметить, что эти центры не должны подменять или замещать функциональные нагрузки, которые сейчас несут различной организационной и правовой формы институты повышения квалификации. Создание этих центров расширит сеть организаций, предоставляющих услуги по реализации дополнительных профессиональных программ в сфере образования.

Основной целью деятельности регионального центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в части организации дополнительного профессионального образования является создание условий для непрерывной актуализации и расширения профессиональных знаний педагогических работников в течение всей производственной карьеры, в том числе для удовлетворения образовательных потребностей и запросов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности.

Региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства это по сути локомотив, продвигающий вперед новую концепцию обучения. На образовательных площадках центра создаются условия, которые помогают не исключить традиционную систему обучения, а ускорить процесс устранения недостатков, которые основаны на морально устаревших традиционных подходах к обучению. Исследовательская составляющая в рамках деятельности центра заключается в поисках современных и перспективных путей внедрения новых образовательных технологий. Здесь же создается мощная, оснащенная необходимыми человеческими и техническими ресурсами база, обеспечивающая несомненный личностный рост педагога.

Дополнительные профессиональные программы в центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников могут быть реализованы путем:

- обновления профессиональных знаний и навыков в связи с изменением предъявляемых потребителями образовательных услуг требований к уровню квалификации педагогических работников и необходимостью освоения ими новых способов решения педагогических задач, такое повышение квалификации осуществляется по эксклюзивным модулям программ повышения квалификации;

- организации стажировок, предполагающих приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей на основе полученных знаний и навыков в процессе освоения отдельных модулей дополнительных профессиональных программ;

- "горизонтального обучения" в рамках функционирования системы Р2Р, которая активно задействует ресурс профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций.

В соответствии с рекомендациями, сформированными в ходе освоения дополнительных профессиональных программ в центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, педагоги впоследствии самостоятельно приобретают дополнительные профессиональные знания путем самообразования.

В системе постдипломного образования педагогов сейчас используются программы повышения квалификации и программы переподготовки.

Программы повышения квалификации подразделяются на квалификационные программы, направленные на повышение уровня квалификации для комплексного обновления профессиональных компетенций, и программы профессионального развития, направленные на качественное изменение квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими и технологическими условиями и/или требованиями.

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для освоения нового направления профессиональной деятельности.

Практически все региональные институты в субъектах Российской Федерации регулярно проводят независимый мониторинг запросов педагогических работников и образовательных организаций на повышение квалификации. Данный мониторинг фиксирует конкретные области профессиональных и общих знаний, которые, по мнению опрашиваемых, в недостаточной степени ими усвоены, конкретные умения и навыки, структурируемые по группам и/или выделяемые как частные и так далее.

Анализ мониторинговых исследований и статистический анализ данных позволяют сформировать направления, которые могли бы стать ориентиром для комплектования набора образовательных программ.

По признанию учителей и по мнению представителей социального партнерства, современный педагог нуждается в психологической поддержке. Он в недостаточной степени владеет навыком конструирования образовательного пространства для организации учебного процесса в соответствии с конкретными потребностями и запросами, он часто ограничен в общении и не владеет иностранными языками, чувствует себя неуверенно при ведении дискуссий, не в полной мере владеет знаниями об актуальности тех или иных реалий, окружающих его учеников, недостаточно юридически подкован, не ориентируется в производственных ситуациях, регулируемых трудовым законодательством, склонен к быстрому профессиональному выгоранию и т.д. А ведь данные ключевые компетенции педагога, которые можно было бы объединить в профессионально-личностный блок, чрезвычайно важны.

Но еще более актуальными и востребованными должны стать направления программ дополнительного профессионального образования, которые обеспечивают восполнение компетентностных и знаниевых пробелов в деятельности педагогов, занятых в сфере общего и дополнительного образования.

Наряду с программами, ориентированными на личностные компетенции педагога, важное место должны занимать те программы, которые ориентированы на профессиональные компетенции: предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные.

В части восполнения дефицитов в сфере предметных компетенций, которые представляют собой совокупность знаний в области преподаваемого предмета, для педагога значимым является регулярное восполнение научных знаний не только в сфере "своего" предмета, но и в смежных областях знаний, а иногда даже тех, которые кажутся далекими от преподаваемого предмета. Напрямую с этим связана степень владения профессиональными компетенциями в области умения использовать способы деятельности, предусматривающие планирование и конструирование учебного материала, выбирать наиболее подходящую технологию и применять соответствующую методику для конкретного образовательного процесса, конкретного учебного раздела и конкретной изучаемой темы.

В рамках предметной компетентности педагог часто нуждается в информации относительно использования различных форм занятий. При этом важно отметить, что он часто формулирует запрос на обучение способам организации этих занятий.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования основан на системно-деятельностном подходе в обучении, реализовывать который на практике педагоги в массе своей пока еще не научились. Соответственно, в своей практике они испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с учетом их реальных учебных возможностей. Кроме того, будучи абсолютно согласными с необходимостью использования инновационных технологий обучения и будучи хорошо знакомыми с ними в теории, педагоги не готовы широко их применять на практике, в то время как запрос на такие способы ведения учебных занятий обучающиеся и их родители к школе предъявляют. Также в блоке проблем, связанных с недостаточным уровнем владения предметными компетенциями, педагог нуждается в обучении основному алгоритму принятия эффективных решений, возникающих в проблемных ситуациях на уроке.

К другой группе относятся так называемые методические профессиональные компетенции педагога. Они включают в себя систему знаний, умений и навыков, которые необходимы для того, чтобы педагог мог эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Педагогические работники в российском общем образовании имеют хорошую профессиональную подготовку после обучения в организациях среднего профессионального и высшего образования в части овладения умениями осуществлять традиционную педагогическую деятельность. Но при этом они испытывают ощущаемый недостаток владения умением проектировать и конструировать педагогические инновации через применение современных педагогических технологий.

Методическая компетентность является одной из наиболее значимых составляющих профессиональной компетентности. Владение педагогом методами и приемами обучения, а также владение психологическими механизмами усвоения знаний и умений в процессе обучения служат основой для создания психологического комфорта для педагога и обучающегося на уроке. Кроме того, психологический комфорт является источником обеспечения психофизической безопасности обучающихся, исключающей развитие у них школофобии, а также фактором, замедляющим процесс профессионального выгорания педагога.

Психолого-педагогические компетенции, степень владения которыми измеряется полнотой знаний и умением учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся, помогают педагогу преодолевать сложности, возникающие в его повседневной деятельности. Эти сложности могут быть связаны с умением дифференцировать специфику усвоения конкретными обучающимися учебного материала с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с недостаточностью знаний об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной способности класса в целом и конкретного обучающегося, о способах выстраивания взаимоотношений с классом.

Чрезвычайную важность представляет собой группа профессиональных компетенций педагога, которые можно отнести к коммуникативным.

Коммуникативная компетентность педагога - это вид профессионально-специальной коммуникативной компетентности, который характеризуется готовностью и способностью применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в педагогической области.

При формулировании педагогами заказа на профессиональную переподготовку запрос на повышение степени владения коммуникативными компетенциями формулируется с высокой частотностью.