Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     8. Вибрационные эффекты

8.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК ВИБРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

Тип I

Тип II

Тип III

Тип IV

Тип V

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

8.S

Должны воспроизводиться характерные вибрации (тряска), соответствующие типу вертолета, которые возникают в процессе его эксплуатации и могут ощущаться в кабине летного экипажа

+

+

Адекватность воспроизведения эффектов должна включать все эффекты уровня R согласно n.8.R, но для конкретного типа вертолета, а также такие дополнительные эффекты, связанные с состоянием шасси, нагружением в результате крутящего момента НВ и хвостового винта и эффекты конкретных неисправностей (в том числе связанные с демпфером НВ, системой подавления колебаний и устройствами компенсации крутящего момента, подшипников, муфт, редукторов, ведущего вала НВ)

8.R

Пилот должен воспринимать ощутимые и типовые вибрационные эффекты

+

Адекватность воспроизведения эффектов должна включать все эффекты уровня G и дополнительные вибрационные эффекты основной системы уравновешивания реактивного момента НВ (хвостовой винт, фенестрон, система NOTAR), а также эффекты, вызванные балансировкой и установкой соосности системы противовращения и НВ, отказами гидросистемы и обледенением, попаданием в режим вихревого кольца, авторотацией и основные эффекты отказов системы уравновешивания реактивного момента НВ. Должны также воспроизводиться эффекты, вызванные эксплуатацией в условиях низкой относительной скорости, и условия высокой относительной скорости. Все эффекты должны соответствовать группе вертолетов

8.G

Пилот воспринимает похожие на вертолетные вибрационные эффекты

+

+

Основные типы вибраций, имеющие место на вертолете, в том числе вследствие скорости вращения НВ, нагрузки на диск, набора высоты при переходе от висения к поступательному полету, изменения скорости (ускорение и торможение), а также общие вибрационные эффекты в нештатном режиме

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК
ВИБРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

Тип I

Тип II

Тип III

Тип IV

Тип V

Применение тренажеров

8.1

ОБЩИЕ ВИБРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ

8.1.S

Должны воспроизводиться характерные эффекты тряски/вибрации, возникающие в результате эксплуатации вертолета, которые могут ощущаться в кабине летного экипажа.

На тренажере должны быть запрограммированы следующие эффекты вибрации и тряски:

основные вибрационные эффекты от скорости НВ и нагрузки на диск;

тряска при переходе к поступательному полету и вследствие изменений скорости;

тряска при движении по ВПП, от обжатия стоек шасси, вследствие скорости движения по земле и неровностей ВПП;

тряска, вызванная влиянием поперечных потоков;

+

+

Требуется ЗОС

Требуется проведение испытаний вибраций при движении и регистрация их результатов для сравнения относительных амплитуд в зависимости от частоты. Имитатор должен быть запрограммирован и оборудован приборами таким образом, чтобы можно было измерить характерные режимы тряски и сравнить их с данными, полученными при испытаниях вертолета

Для случаев турбулентности приемлемы универсальные модели возмущений, если при их использовании они позволяют получить результаты, сопоставимые с доказательными данными летных испытаний

тряска при выпуске и уборке шасси (если применимо);

тряска при срыве потока с отступающей лопасти;

тряска, вызванная вихревым кольцом (стабилизация тягой);

типовые эффекты при касании с землей;

вибрации вследствие высокой скорости НВ;

тряска вследствие динамики разрыва пневматика;

тряска вследствие неисправностей и повреждения двигателя;

тряска вследствие контакта корпуса вертолета с землей;

вибрация вследствие атмосферных возмущений;

вибрация вследствие обледенения, а также любые эффекты вибрации и тряски, характерные для НВ и системы трансмиссии имитируемого типа вертолета

8.1.R

На тренажере должны быть запрограммированы следующие эффекты вибрации и тряски:

основные вибрационные эффекты от скорости НВ и нагрузки на диск;

тряска при переходе к поступательному полету и вследствие изменений скорости;

тряска, вызванная влиянием поперечных потоков;

тряска при срыве потока с отступающей лопасти;

тряска, вызванная вихревым кольцом (стабилизация тягой);

вибрации вследствие высокой скорости НВ;

тряска вследствие неисправностей и повреждения двигателя;

тряска вследствие контакта корпуса вертолета с землей;

вибрация вследствие атмосферных возмущений;

вибрации вследствие обледенения

+

Требуется проведение испытаний вибраций при движении и регистрация их результатов для сравнения относительных амплитуд в зависимости от частоты. Имитатор должен быть запрограммирован и оборудован приборами таким образом, чтобы можно было измерить характерные режимы тряски и сравнить их с данными, полученными при испытаниях вертолета

8.1.G

Тренажер должен быть оборудован системой воспроизведения характерных для вертолета вибраций, ощущаемых на рабочих местах пилотов; должны быть запрограммированы следующие эффекты вибрации и тряски:

основные вибрационные эффекты от скорости НВ и нагрузки на диск;

тряска при переходе к поступательному полету и вследствие изменений скорости;

тряска вследствие нештатного состояния систем

+

+