Номер | Функциональные и экспертные испытания | Тип | |||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | D | ||
1 | Подготовка к полету | ||||||||
1.a | Предполетная подготовка. Проверить работы всех переключателей, индикаторов, систем и оборудования на рабочих местах всех членов экипажа и инструкторов и определить, что: | ||||||||
1.a.1 | конструкция и функции кабины летного экипажа идентичны имитируемому самолету | + | + | + | |||||
1.a.2 | конструкция и функции кабины летного экипажа характерны для имитируемого класса самолетов | + | + | + | |||||
1.a.3 | конструкция и функции кабины летного экипажа подобные тем, что устанавливаются на данном классе самолетов, и являются узнаваемыми. | + | + | ||||||
2 | Операции на земле (предполетные) | ||||||||
2.a | Запуск двигателя | ||||||||
2.a.1 | Нормальный запуск | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.a.2 | Альтернативные процедуры запуска | + | + | + | + | + | + | ||
2.a.3 | Запуск и останов двигателя, не относящиеся к случаям нормального запуска двигателя на различных этапах полета. | + | + | + | + | + | + | + | |
2.b | Руление | ||||||||
2.b.1 | Буксировка хвостом вперед, самостоятельное движение самолета с помощью двигателей хвостом вперед | + | + | + | + | + | + | ||
2.b.2 | Приемистость двигателя, переходные процессы по тяге | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.b.3 | Усилия трения на рычагах управления двигателем | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.b.4 | Управляемость при рулении | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.b.5 | Скольжение носового колеса | + | + | + | |||||
2.b.6 | Средства руления | + | + | + | |||||
2.b.7 | Низкая видимость на различных этапах полета (разбег, взлет, набор высоты снижение, заход на посадку, посадка, пробег после посадки) и руления | + | + | + | |||||
2.с | Работа тормозной системы: | ||||||||
2.с.1 | Работа тормозов в нормальном, автоматическом и в аварийном режимах | + | + | + | + | + | + | + | |
2.с.2 | Снижение эффективности основной и резервной тормозной системы | + | + | + | + | ||||
3 | Нормальный взлет | ||||||||
Из приведенного ниже перечня должны быть выбраны только те испытания режимов взлета, которые относятся к моделируемому типу или классу самолета, и эти испытания должны проводиться с учетом ограничений по скорости ветра, сдвигу ветра и соответствующих отказов систем | |||||||||
3.a | Нормальный взлет | ||||||||
3.a.1 | Взаимосвязь параметров самолета и двигателя, включая опробование двигателя | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.a.2 | Управление носовым колесом и рулем направления | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.a.3 | Боковой ветер (до максимально допустимого) | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.a.4 | Особые характеристики: | + | |||||||
3.a.4.a | Сниженная скорость . | + | + | + | + | + | + | ||
3.a.4.b | Максимальное снижение числа оборотов двигателя | + | + | + | + | + | + | ||
3.a.4.с | ВПП с грунтовым покрытием | + | + | + | + | + | + | ||
3.a.4.d | Короткая ВПП (для самолетов укороченного взлета и посадки) | + | + | + | + | + | + | ||
3.a.4.е | Препятствия (характеристики при взлете над видимым препятствием) | + | + | + | + | + | + | ||
3.a.5 | Взлет в условиях ограниченной видимости | + | + | + | + | + | + | + | |
3.a.6 | Работа шасси, закрылков и средств механизации передней кромки крыла | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.a.7 | Выполнение взлетов с загрязненной ВПП | + | + | + | + | + | + | ||
3.b | Порядок действий во внештатных и аварийных ситуациях | ||||||||
3.b.1 | Прерванный взлет | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.b.2 | Порядок действий при прерванном взлете в особых случаях (сниженная , максимальное снижение тяги, грунтовая ВПП, короткая ВПП/короткий взлет) | + | + | + | + | + | + | ||
3.b.3 | Прерванный взлет с загрязненной ВПП | + | + | + | + | + | + | ||
3.b.4 | Продолженный взлет при отказе наиболее критического двигателя в наиболее критической точке | + | + | + | + | + | + | ||
3.b.5 | Отказы системы управления, режимы реконфигурации, переход на ручное управление и соответствующее управление | + | + | + | |||||
3.b.6 | Прочие | + | |||||||
Характеристики ускорения (движение) | + | ||||||||
Характеристики ускорения (не связанные с движением) | + | ||||||||
4 | Набор высоты | ||||||||
4.a | Нормальный | + | + | + | + | + | + | + | + |
4.b | С одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
4.с | Набор высоты в конфигурации для захода на посадку в условиях обледенения (для самолетов с сигнализацией об обледенении) | + | + | + | |||||
5 | Крейсерский полет | ||||||||
5.a | Летно-технические характеристики (зависимость скорости от режима работы двигателей, конфигурации и условий полета) | ||||||||
5.a.1 | Горизонтальный полет по прямой | + | + | + | + | + | + | + | |
5.a.2 | Изменение воздушной скорости | + | + | + | + | + | + | + | |
5.a.3 | Управляемость на больших высотах | + | + | + | + | + | + | ||
5.a.4 | Управляемость при больших числах М (затягивание в пикирование при закритических числах М, скоростной бафтинг) и восстановление нормального положения (изменение балансировки) | + | + | + | + | ||||
5.a.5 | Сигнализация о превышении допустимой скорости или . | + | + | + | + | + | + | ||
5.а.6 | Управляемость при высокой приборной воздушной скорости | + | + | + | + | + | + | ||
5.b | Выполнение маневров | ||||||||
5.b.1 | Большие углы атаки, приближение к сваливанию, сигнализация сваливания, тряска и резкое изменение перегрузки, (конфигурации взлета, крейсерского полета, захода на посадку и посадки) | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.b.2 | Полет на малой скорости | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.3 | Штопор | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.4 | Защита области режимов полета (большие углы атаки, ограничения по крену, превышение скорости, снижение скорости ниже допустимой) | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.5 | Развороты с выпуском и без выпуска аэродинамических тормозов (интерцепторов) | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.6 | Нормальные и стандартные развороты | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.b.7 | Крутые развороты | + | + | + | + | + | + | + | |
5.b.8 | Характеристики маневренности при выполнении разворота | + | + | + | + | + | + | + | |
5.b.9 | Остановка двигателя и повторный запуск двигателя в полете (с помощью ВСУ, генератора и авторотации) | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.10 | Маневрирование с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.11 | Специальные летные характеристики | + | + | + | + | + | |||
5.b.12 | Отказы системы управления полетом, режимы реконфигурации, переход на ручное управление | + | + | + | |||||
5.b.13 | Планирование при вынужденной посадке | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.14 | Визуальная разрешающая способность, управляемость и следующие характеристики тренажера: | ||||||||
5.b.14.a | точность отображения местности при выборе зоны вынужденной посадки | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.14.b | точность отображения местности для навигации по правилам визуального полета | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.14.c | Выполнение маневров самолета в виде восьмерок вокруг высоких ориентиров (визуальная разрешающая способность) | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.14.d | развороты вокруг ориентира | + | + | + | + | + | + | ||
5.b.14.e | попеременные развороты в обе стороны относительно дороги или разделительной полосы | + | + | + | + | + | + | ||
6 | Снижение | ||||||||
6.а | Нормальное | + | + | + | + | + | + | + | + |
6.b | Максимальная скорость при аварийном снижении при различной конфигурации самолета (с убранными или выпущенными закрылками и шасси, с использованием аэродинамических тормозов) | + | + | + | + | + | + | ||
6.c | С использованием автопилота | + | + | + | + | + | + | + | + |
6.d | Отказы системы управления полетом, режимы реконфигурации, переход на ручное управление | + | + | + | |||||
7 | Заход на посадку и посадка по приборам | ||||||||
Из приведенного ниже перечня должны быть выбраны только те испытания режимов захода на посадку и посадки по приборам, которые относятся к моделируемому типу или классу самолета, и эти испытания должны проводиться с учетом ограничений по скорости ветра, сдвигу ветра (за исключением точных заходов на посадку по категории II и III) и соответствующих отказов систем |
7.a | Точный заход на посадку | ||||||||
7.a.1 | Заходы на посадку по категории I | ||||||||
7.a.1.a | Заход на посадку в ручном режиме с использованием/без использования командно-пилотажного прибора, включая посадку | + | + | + | + | + | + | + | |
7.a.1.b | Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота и посадка в ручном режиме | + | + | + | + | + | + | + | |
7.a.1.c | Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота с одним неработающим двигателем и несколькими отказавшими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.a.1.d | Заход на посадку в ручном режиме с неработающим(ими) двигателем(ями) | + | + | + | + | + | + | + | |
7.a.1.e | Индикатор на лобовом стекле, бортовая система технического зрения с расширенными возможностями визуализации | + | + | + | + | + | + | ||
7.a.1.f | Заход на посадку в ручном режиме с использованием или без использования командно-пилотажного прибора до 30 м (100 футов) ниже минимума категории I | ||||||||
(i) с боковым ветром (максимальный продемонстрированный) | + | ||||||||
(ii) со сдвигом ветра | + | ||||||||
7.a.1.h | Заход на посадку при минимальном/выключенном электропитании | + | |||||||
7.a.2 | Заходы на посадку категории II | ||||||||
7.a.2.a | Заход на посадку по категории II при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и посадка (в ручном и автоматическом режимах) | + | + | + | + | + | |||
7.a.2.b | Заход на посадку по категории II при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота с одним неработающим двигателем до высоты принятия решения и уход на второй круг в ручном и автоматическом режимах | + | + | + | + | + | |||
7.a.2.c | Системы ИЛС и EFVS. | + | + | + | + | + | |||
7.a.3 | Заходы на посадку категории III | ||||||||
7.a.3.a | Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота и управлении (если это применимо) пробегом (в ручном и автоматическом режимах) | + | + | + | + | + | |||
7.a.3.b | Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и уход на второй круг в ручном и автоматическом режимах | + | + | + | + | + | |||
7.a.3.c | Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до приземления и пробеге (если это применимо) при одном неработающем двигателе (в ручном и автоматическом режимах) | + | + | + | + | + | |||
7.a.3.d | Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и уход на второй круг с одним неработающим двигателем (в ручном и автоматическом режимах) | + | + | + | + | + | |||
7.a.3.е | Системы ИЛС и EFVS | + | + | + | + | + | |||
7.a.4 | Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота (до посадки или ухода на второй круг): | ||||||||
7.a.4.a | При отказе генератора электропитания | + | + | + | + | + | |||
7.a.4.b | При максимальном сертифицированном или разрешенном значении попутного ветра | + | + | + | + | + | |||
7.a.4.с | При максимальном фактическом или разрешенном боковом ветре | + | + | + | + | + | |||
7.a.5 | Заход на посадку с помощью радиолокационных систем точного захода на посадку, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.a.6 | Заход на посадку с помощью микроволновая система посадки, наземная система функционального дополнения, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.b | Неточный заход на посадку | ||||||||
7.b.1 | Заход на посадку с помощью обзорной радиолокационной станции, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.b.2 | Заход на посадку с помощью всенаправленного радиомаяка с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.b.3 | Заход на посадку с помощью маяков VOR, DME, системы ближней аэронавигации (далее - TACAN), со всеми работающими двигателями, с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.b.4 | Заход на посадку с помощью средств, обеспечивающих необходимые требуемые навигационные характеристики (далее - RNP) при номинальной и минимальной разрешенной температуре, глобальной навигационной спутниковой системы со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + |
7.b.5 | Заходы на посадку с использованием только радиомаяка ILS и заходы на посадку с использованием ILS по обратному лучу курсового радиомаяка со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.b.6 | Заход на посадку по курсовому радиомаяку системы ILS, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.c | Процедуры захода на посадку с вертикальным наведением, с использованием спутниковой системы функционального дополнения вектора траектории полета | + | |||||||
7.c.1 | Заход на посадку с вертикальным наведением с использованием барометрической вертикальной навигации со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
7.c.2 | Процедуры захода на посадку с использованием систем обеспечивающей точностные характеристики выполнения полетов в условиях зональной навигации (далее - RNAV), со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
8 | Визуальный заход на посадку и посадка | ||||||||
8.a | Маневрирование, нормальный заход на посадку и посадка с использованием и без использования визуальных и навигационных средств захода на посадку | + | + | + | + | + | + | + | |
8.b | Заход на посадку и посадка с одним или несколькими неработающими двигателями | + | + | + | + | + | + | + | |
8.c | Функционирование шасси, закрылков, предкрылков и аэродинамических тормозов в нормальных и особых случаях | + | + | + | + | + | + | + | |
8.d | Заход на посадку и посадка при боковом ветре (демонстрируется при максимальной величине бокового ветра) | + | + | + | + | + | + | + | |
Заход на посадку при сдвиге ветра | + | ||||||||
8.e | Заход на посадку и посадка при отказах системы управления полетом (режимы реконфигурации, возврат к ручному управлению и соответствующее управление при наиболее значительном, какое только возможно, ухудшении характеристик) | + | + | + | |||||
8.f | Заход на посадку и посадка с резервным питанием в электрической и гидравлической системе | + | + | + | + | + | |||
8.g | Заход на посадку и посадка с применением кругового маневрирования (заход на посадку по кругу) | + | + | + | + | + | + | + | |
характеристики. Для устройств типов II и IV модель имитируемого аэропорта должна соответствовать опубликованным данным, используемым для полетов самолетов, и включать ВПП для захода на посадку и посадки, которые могут освещаться одновременно. Все соответствующие предупредительные огни или другие визуальные средства, используемые в рамках опубликованной схемы захода на посадку по кругу, должны располагаться в надлежащих местах и иметь надлежащий цвет и характеристики | |||||||||
8.h | Заход на посадку и посадка по визуальной схеме движения | + | + | + | + | + | + | + | |
8.i | Заход на посадку и посадка при выполнении неточного захода на посадку | + | + | + | + | + | + | + | |
8.j | Заход на посадку и посадка при выполнении точного захода на посадку | + | + | + | + | + | + | + | |
Заход на посадку и посадка при неисправностях: | |||||||||
а) продольной балансировки (триммирования) | + | ||||||||
б) поперечной-путевой балансировки (триммирования) | + | ||||||||
8.k | Прочие | ||||||||
В том случае, если система визуализации тренажера позволяет выполнять заход на посадку по специальным схемам в соответствии с применяемыми правилами, то тренажер может получить допуск на их использование при подготовке персонала |
9 | Повторный заход на посадку | ||||||||
9.a | Все двигатели работают, ручной режим и режим автопилота | + | + | + | + | + | + | + | + |
9.b | Неработающий(е) двигатель(и), ручной режим и режим автопилота | + | + | + | + | + | + | + | + |
9.c | Прерванная посадка | + | + | + | + | + | + | + | |
9.d | В автоматическом режиме, при отказах системы управления полетом, в режимах реконфигурации и при возврате к режиму ручного управления | + | + | + | |||||
10 | Действия на земле (посадка, после посадки и после полета) | ||||||||
10.a | Послепосадочный пробег и руление | ||||||||
10.a.1 | Системы ИЛС и EFVS | + | + | + | + | + | |||
10.a.2 | Работа интерцепторов | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.a.3 | Работа реверса тяги | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.a.4 | Путевое управление и управляемость при рулении, с использованием и без использования реверса тяги | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.a.5 | Снижение эффективности руля направления при увеличении реверса тяги (двигатели размещены в гондолах в хвостовой части фюзеляжа) | + | + | + | + | + | + | ||
10.a.6 | Работа тормозной системы и противоюзовых устройств: | ||||||||
10.a.6.a | Работа тормозной системы и противоюзовых устройств в условиях сухой, влажной, обледеневшей, частично влажной, частично обледеневшей ВПП и влажной на следах резины в зоне касания носовым колесом | + | + | + | |||||
10.a.6.b | Работа тормозной системы и противоюзовых устройств на сухой и влажной ВПП | + | + | + | |||||
10.a.6.с | Работа тормозной системы и противоюзовых устройств на сухой ВПП | + | + | ||||||
10.a.6.d | Работа системы автоматического торможения | + | + | + | + | + | + | ||
10.а.7 | Прочие | ||||||||
10.b | Выключение двигателя на стоянке | ||||||||
10.b.1 | Работа двигателя и систем | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.b.2 | Работа стояночного тормоза | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.b.3 | Прочие | ||||||||
11 | Любой этап полета | ||||||||
11.a | Работа систем самолета и двигателя (если установлены) | ||||||||
11.a.1 | Система наддува и кондиционирования воздуха (система жизнеобеспечения) | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.2 | Противообледенительная | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.3 | ВСУ | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.4 | Система связи | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.5 | Система электроснабжения | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.6 | Система обнаружения дыма и огня, система пожаротушения | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.7 | Рычаги управления самолетом | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.8 | Топливная и масляная система | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.9 | Гидравлическая система | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.10 | Пневмосистема. | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.11 | Шасси | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.12 | Кислородная система | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.13 | Двигатель | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.14 | Бортовая РЛС | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.15 | Автопилот и пилотажный командный прибор | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.16 | Системы предупреждения об опасности сближения с землей и системы предупреждения столкновений воздушных судов | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.17 | Бортовые компьютеры системы управления полетом, включая системы повышения устойчивости и управляемости | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.18 | Системы индикации полетной информации | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.19 | Системы индикации пилотажных данных | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.20 | Системы ИЛС и EFVS | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.21 | Навигационные системы | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.a.22 | Система сигнализации/предотвращения сваливания | + | + | + | + | + | + | ||
11.a.23 | Оборудование предупреждения о сдвиге ветра (оборудование для восстановления положения при сдвиге ветра) | + | + | + | |||||
11.a.24 | Система защиты от выхода за пределы допустимой области режимов полета | + | + | ||||||
11.a.25 | Электронная система бортовой документации. | + | + | + | |||||
11.a.26 | Автоматические перечни контрольных проверок (порядок действий в штатных, особых и аварийных ситуациях) | + | + | + | + | ||||
11.a.27 | Системы уведомления об опасности на ВПП и консультативная система | + | + | + | |||||
11.a.28 | Прочие | ||||||||
11.b | Порядок действий в воздухе | ||||||||
11.b.1 | Полет в зоне ожидания | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.b.2 | Предотвращение опасных ситуаций в воздухе (воздушное движение, метеоусловия, включая визуальное соответствие) | + | + | + | + | + | + | ||
11.b.3 | Сдвиг ветра: | ||||||||
11.b.3.а | перед отрывом носового колеса при разбеге | + | + | + | + | + | + | ||
11.b.3.b | при отрыве от земли при взлете | + | + | + | + | + | + | ||
11.b.3.c | на начальном участке набора высоты | + | + | + | + | + | + | ||
11.b.3.d | на конечном этапе захода на посадку, на высоте ниже 150 м (500 футов) над уровнем земли | + | + | + | + | + | + | ||
12 | Система визуализации | ||||||||
При периодической оценке для выполнения функциональных и субъективных испытаний уполномоченный орган может выбрать любые визуальные картины, используемые в учебной программе эксплуатанта, но при условии, что они моделировались с учетом требуемых характеристик | |||||||||
12.a | Требования к содержанию функциональных испытаний | ||||||||
Ниже приведены минимальные требования к содержанию модели аэропорта, которые обеспечивают тестирование возможностей системы визуализации и воспроизведение визуальных эффектов, позволяющих провести все функциональные и субъективные испытания. Для проведения функциональных и субъективных испытаний эксплуатантам тренажера рекомендуется использовать приведенное ниже описание содержания моделей | |||||||||
12.a.1 | Картины аэропортов | ||||||||
12.a.1.a | Минимум три модели реальных аэропортов в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов, демонстрирующие все указанные ниже характеристики системы визуализации. Каждая модель должна быть в отдельной визуальной картине, что позволяет оценивать их автоматические изменения. Каждая модель аэропорта должна выбираться с РМИ | + | + | + | |||||
12.a.1.b | Минимум одна модель реального аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ | + | + | ||||||
12.a.1.c | Минимум одна модель типового аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ | + | + | ||||||
12.a.2 | Точность воспроизведения визуальной картины | ||||||||
12.a.2.a | На визуальной картине должны точно воспроизводиться те части аэропорта и прилегающей к нему местности окрестности, которые используются в программе подготовки | + | + | + | + | ||||
12.a.2.b | Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог визуально распознать аэропорт; определить положение моделируемого самолета; успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки; а также при необходимости выполнять маневрирование на территории аэропорта | + | + | ||||||
12.a.2.c | Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки | + | + | ||||||
12.a.3 | Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки | ||||||||
12.a.3.a | Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэропорта | + | + | + | |||||
12.a.3.b | Типовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки | + | + | + | |||||
12.a.3.c | Базовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки | + | + | ||||||
12.a.4 | Если в картине аэропорта одновременно воспроизводятся две параллельные ВПП и одна пересекающаяся, то должно обеспечиваться одновременное освещение минимум двух ВПП | + | + | + | |||||
12.a.5 | Для обеспечения корреляции с системами самолета (ИЛС, GPS/ГЛOHACC, компас, высотомер), необходимо моделировать превышения входной кромки ВПП и ее расположение. | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.6 | Воспроизведение уклонов ВПП, рулежных дорожек и съездов не должно создавать отвлекающие или нереалистичные эффекты, включая изменение высоты положения глаз пилота | + | + | + | |||||
12.a.7 | В соответствующих случаях покрытие и маркировка каждой используемой взлетно-посадочной полосы, включая следующее: | ||||||||
12.a.7.а | Маркировка порога ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.7.b | Номера ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.7.c | Маркировка зоны приземления | + | + | + | + | + | + | ||
12.a.7.d | Маркировка фиксированного расстояния | + | + | + | + | + | + | ||
12.a.7.e | Маркировка границ ВПП | + | + | + | + | + | + | ||
12.a.7.f | Маркировка осевой линии ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.7.g | Знаки оставшейся дистанции | + | + | + | |||||
12.a.7.h | Знаки на пересечении ВПП и рулежных дорожек | + | + | + | |||||
12.a.7.i | Ветровой конус, позволяющий определить соответствующие силу и направление ветра | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8 | Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования имитируемой ВПП, включая следующее: | ||||||||
12.a.8.a | Огни порога ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8.b | Посадочные огни ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8.c | Ограничительные огни ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8.d | Огни осевой линии | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8.e | Огни зоны приземления | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.8.f | Огни выводных рулежных дорожек | + | + | + | + | ||||
12.a.8.g | Соответствующие средства визуальной посадки на ВПП | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.8.h | Соответствующая система огней подхода к ВПП | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.9 | Покрытие и маркировка рулежных дорожек: | ||||||||
12.a.9.a | Маркировка кромки | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.9.b | Маркировка осевой линии | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.9.c | Маркировка предварительного старта на ВПП | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.9.d | Маркировка критической зоны приземления по приборам | + | + | + | + | + | |||
12.a.9.e | Для разрешенных полетов в условиях ограниченной видимости должно быть продемонстрировано следующее: все маркировки рулежных дорожек, освещение и указатели руления как минимум от места назначенной стоянки до назначенной ВПП и обратно после посадки на назначенную ВПП на назначенное место стоянки; а также маршрут руления в условиях ограниченной видимости (система управления движением на земле, автомобиль сопровождения, дневные рулежные огни). Назначенная ВПП и маршрут руления должны соответствовать аэропорту, в котором разрешены полеты в условиях ограниченной видимости | + | + | ||||||
12.а.10 | Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования рулежных дорожек (связанных с каждой имитируемой ВПП): | ||||||||
12.a.10.a | Посадочные огни | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.10.b | Огни осевой линии | + | + | + | + | + | + | + | |
12.a.10.c | Огни зоны предварительного старта | + | + | + | + | + | + | + | |
12.а.11 | Необходимая корреляция визуальной модели с другими имитируемыми компонентами окружающей обстановки аэропорта | ||||||||
12.a.11.a | Модель аэропорта должна быть согласована с соответствующими навигационными средствами, обеспечивающими движение самолетов на имитируемой ВПП | + | + | + | + | + | + | + |
12.a.11.b | Моделирование загрязнения ВПП должно коррелироваться с воспроизводимой поверхностью и освещением ВПП | + | + | ||||||
12.a.12 | Здания, постройки и светосигнальное оборудование аэропорта | ||||||||
12.a.12.a | Здания, постройки и освещение | ||||||||
12.а.12.а.1 | Здание, постройки и светосигнальное оборудование реального аэропорта | + | + | + | |||||
12.а.12.а.2 | Здания, постройки и светосигнальное оборудование типового аэропорта | + | + | + | |||||
12.а.12.a.3 | Здания, постройки и светосигнальное оборудование базового аэропорта | + | + | ||||||
12.a.12.b | Как минимум один используемый выход из терминала, установленный на соответствующей высоте (требуется только для самолетов, обычно выруливающих от выходов из терминала) | + | + | + | |||||
12.a.12.c | Типовые движущиеся и неподвижные препятствия у выхода терминала (другие самолеты, тележки аэродромного питания, буксировщики, топливозаправщики, дополнительные выходы) | + | + | + | +* | + | |||
12.а.12.d | Маркировка выходов и перрона (указатели об опасности, линиях заруливания, номерах выходов), освещение и средства стыковки с выходом или аэродромный сигнальщик | + | + | ||||||
12.а.13 | Местность и препятствия | ||||||||
12.а.13.а | Местность и препятствия в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта | + | + | + | |||||
12.а.13.b | Типовое изображение местности и препятствий в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта | + | + | + | |||||
12.а.14 | Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты | ||||||||
12.а.14.а | Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта (Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемым пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП) | + | + | + | |||||
12.a.14.b | Типовое отображение заметных и узнаваемых естественных и искусственных объектов в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта. (Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемым пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП) | + | + | + | |||||
12.a.14.c | Типовое воздушное движение (включая возможность воспроизводить опасности в воздухе - ВС, птицы, опасные метеоявления на курсе возможного столкновения) | + | + | + | + | +* | |||
12.b | Управление визуальной картиной | ||||||||
12.b.1 | Должна обеспечиваться регулировка интенсивности освещения в соответствии с 6 уровнями: (от 0 до 5) всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать | + | + | + | |||||
12.b.2 | Интенсивность освещения всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку должна соответствовать типовой интенсивности, используемой при тренировках пилотов для заданного уровня видимости; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать | + | + | + | + | + | |||
12.b.3 | Должна реалистично воспроизводиться направленность проблесковых огней, огней подхода, посадочных огней ВПП, средств визуальной посадки, огней осевой линии ВПП, огней порога ВПП и огней зоны приземления на ВПП предполагаемой посадки | + | + | + | |||||
12.c | Опознавание визуальных объектов | ||||||||
12.c.1 | Определение ВПП, проблесковые огни, огни приближения и белые посадочные огни на расстоянии 8 км от порога ВПП | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.c.2 | Огни средств визуального захода на посадку | ||||||||
12.c.2.a | Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 8 км от порога ВПП | + | + | + | |||||
12.c.2.b | Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 4,8 км от порога ВПП | + | + | + | + | + | + | ||
12.c.3 | Огни осевой линии ВПП и определение рулежной полосы на расстоянии 4,8 км | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.c.4 | Огни порога ВПП и огни зоны приземления на расстоянии 3,2 км | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.c.5 | Маркировка ВПП в пределах диапазона освещения посадочных огней для темного времени суток; согласно требованиям по оценке разрешающей способности поверхности для светлого времени суток | + | + | + | |||||
12.c.6 | При выполнении заходов на посадку по кругу, освещение ВПП предполагаемой посадки и соответствующее освещение должно постепенно угасать, не отвлекая пилота | + | + | + | + | + | + | ||
12.d | Возможность воспроизведения визуальной картины выбранного аэропорта в: | ||||||||
12.d.1 | Ночное время | + | + | + | + | + | |||
12.d.2 | Сумерки | + | + | + | + | + | |||
12.d.3 | Дневное время | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.d.4 | Динамические эффекты - возможность воспроизводить многочисленные опасности на земле и в воздухе, другой самолет, пересекающий действующую ВПП или сходящиеся маршруты движения в воздухе; опасности должны выбираться с помощью органов управления на рабочем месте инструктора | + | + | + | + | +* | |||
12.d.5 | Ложное восприятие (иллюзии) - визуальные изображения, отражающие характерные физические отношения, вызывающие иллюзии при посадке, короткие ВПП, заходы на посадку над водной поверхностью, ВПП с уклоном или подъемом, возвышение ландшафта в районе траектории захода на посадку и другие уникальные топографические особенности | + | + | ||||||
12.e | Корреляция с самолетом и соответствующим оборудованием | ||||||||
12.e.1 | Визуальные эффекты в соотнесении с реакцией реального самолета | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.e.2 | Визуальные эффекты во время взлета, захода на посадку и посадки | ||||||||
12.e.2.a | Визуальные эффекты для оценки вертикальной скорости снижения и восприятия глубины пространства при посадках | + | + | + | + | + | |||
12.e.2.b | Визуальные эффекты, достаточные для определения изменений траектории захода на посадку используя перспективу ВПП. Изменения визуальных эффектов во время взлета, захода на посадку и посадки не должны отвлекать пилота | + | + | + | + | + | |||
12.e.3 | Точное изображение окружающей обстановки в зависимости от пространственного положения самолета | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.e.4 | Визуальная картина должна соответствовать показаниям приборов комплексных систем самолета, если они установлены (системы предотвращения столкновений с землей и встречным движением и обхода районов неблагоприятных метеоусловий, а также систем ИЛС и EFVS) | + | + | + | + | + | + | ||
12.e.5 | Должно обеспечиться воспроизведение эффектов работы стеклоочистителей (удаление дождевых капель) | + | + | ||||||
12.f | Качество изображения | ||||||||
12.f.1 | Квантование | ||||||||
12.f.1.a | Отображаемые поверхности и их текстура не должны иметь видимой дискретности (ступенчатости) | + | + | + | + | ||||
12.f.1.b | Отображаемые поверхности и их текстура не должны создавать отвлекающей внимание дискретности (ступенчатости) | + | + | + | + | ||||
12.f.2 | Система должна воспроизводить многоцветные реалистичные текстурные эффекты | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.f.3 | Точечные источники света не должны иметь дрожания, смазанности или полос | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.f.4 | Система должна обеспечивать фокусный эффект для моделирования дождя | + | + | ||||||
12.f.5 | Система должна обеспечивать перспективное увеличение точечных источников света | + | + | + | + | + | |||
12.g | Эффекты внешней обстановки | ||||||||
12.g.1 | Воспроизводимая картина должна соответствовать видам загрязнения поверхности ВПП и включать в себя соответствующее отражение освещения ВПП с учетом эффектов влажности, частично затемненных из-за снега огней или других соответствующих эффектов | + | + | + | |||||
12.g.2 | Воспроизведение особых метеоусловий, включая акустические эффекты, акселерационные эффекты и визуальные эффекты, средние и значительные осадки, приближение грозы на взлете, при заходе на посадку и посадке на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта | + | + | + | |||||
12.g.3 | Визуальная картина одного заснеженного аэропорта, если это соответствует условиям зоны выполняемых эксплуатантом полетов, включая покрытые снегом местность, ВПП и рулежные дорожки | + | + | ||||||
12.g.4 | Должны воспроизводиться эффекты, возникающие при выполнении полетов в облаках: переменная плотность облаков, эффекты скорости, изменения окружающей обстановки | + | + | + | |||||
12.g.5 | Эффект многослойной облачности, включая отдельные, рассеянные и разорванные облака, а также сплошную облачность, которая частично или полностью препятствует обзору поверхности земли | + | + | + | |||||
12.g.6 | Постепенный выход из облаков и переход к видимости окружающей обстановки/дальности видимости на ВПП, определяемой как 10% от соответствующей нижней или верхней границы облаков, 6 м переходный слой 61 м | + | + | + | |||||
12.g.7 | Видимость и дальность видимости на ВПП измеряются в единицах расстояния. Видимость и дальность видимости на ВПП следует проверять на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта. | + | + | + | + | + | + | + | + |
12.g.8 | Местами туман, иногда называемый неоднородной RVR, создает эффект изменяющейся дальности видимости на ВПП. Самая низкая RVR должна соответствовать значению, заданному с рабочего места инструктора, изменение, может быть только более RVR, заданной инструктором | + | + | ||||||
12.g.9 | Влияние тумана на освещение аэропорта: ореолы; | + | + | ||||||
12.g.10 | Влияние собственных огней самолета в условиях ограниченной видимости, отражение бликов, включая посадочные огни, проблесковые огни и маяки | + | + | ||||||
12.g.11 | Признаки ветра для создания эффекта метели или песчаной бури на сухой ВПП или рулежной дорожке должны вводиться с РМИ | + | + | ||||||
13 | Акселерационные эффекты | ||||||||
Для обозначения порога чувствительности, при котором член экипажа должен распознавать событие или ситуацию, определены следующие акселерационные эффекты. Там, где это применимо, характеристики тангажа, боковой перегрузки и путевого управления, создаваемые тренажером, должны быть типовыми для самолета. | |||||||||
13.a | Эффекты руления, ощущения поперечного и путевого движения, возникающие в результате входных сигналов управления и торможения | + | + | + | |||||
13.b | Эффекты тряски при движении по ВПП: | + | + | + | |||||
13.c | Тряска на земле при выпуске интерцепторов/аэродинамических тормозов и по причине изменения тяги двигателей | + | + | + | |||||
13.d | Толчки, связанные с работой шасси | + | + | + | |||||
13.e | Тряска при выпуске и уборке шасси | + | + | + | |||||
13.f | Тряска в воздухе в результате выпуска закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов) | + | + | + | |||||
13.g | Тряска в результате атмосферных возмущений | + | + | ||||||
13.h | Тряска при приближении к сваливанию | + | + | + | |||||
13.i | Признаки касания ВПП основным и носовым шасси | + | + | + | |||||
13.j | Скольжение носового колеса | + | + | + | |||||
13.k | Эффект тяги при установке на тормоза | + | + | + | |||||
13.l | Скоростной бафтинг и тряска при маневрировании | + | + | + | |||||
13.m | Динамика разрушения пневматика | + | + | + | |||||
13.n | Отказы двигателя, неисправности, повреждение конструкции двигателя и планера | + | + | + | |||||
13.o | Удары от попадания посторонних предметов в хвостовое оперение, гондолу двигателя и воздушный винт, крыло | + | + | + | |||||
14 | Акустическая система | Акустическая модель должна предусматривать возможность моделирования звуков погодных условий и природных явлений включающие: звуки различной интенсивности осадков (дождь, град), раскатов грома (грозы), ветра, смерч, тайфун, вулканические осадки и выбросы лавы, камнепада, сель, звук прибрежных волн и цунами | |||||||
14.а | Требования по направленности звука изложены в пункте 6.5 | + | + | + | + | ||||
14.b | Существенные шумы, создаваемые системами самолета и воспринимаемые пилотом во время выполнения обычных полетов (шумы двигателя, аэродинамический шум, шумы трансмиссии, винтов, всу, гидравлики, электрооборудования), которые сопоставимы с уровнем шума зарегистрированным в протоколах измерений и входящих в ПИД | + | + | + | |||||
14.c | Существенные шумы в кабине экипажа самолета и шумы, в результате действий пилота создаваемые системами самолета и воспринимаемые пилотом во время выполнения обычных полетов (шумы двигателя, аэродинамический шум, шумы трансмиссии, винтов, всу, гидравлики, электрооборудования), которые сопоставимы с уровнем шума зарегистрированным в протоколах измерений и входящих в ПИД | + | + | + | + | + | + | + | + |
14.d | Нештатные режимы выполнения полета, для которых имеются соответствующие данные по акустическим шумам при неисправностях двигателя, винтов, трансмиссии, шасси, повреждении пневматиков | + | + | + | + | + | + | + | + |
14.e | Звук удара при приземлении в условиях превышения ограничений | + | + | + | + | + | |||
15 | Специальные эффекты | ||||||||
15.a | Динамика торможения при нормальном состоянии и при использовании противоюзовой системы - динамическое проявление отказа тормозной и противоюзовой системы, а также снижение эффективности торможения из-за нагрева тормозов | + | + | + | |||||
15.b | Эффекты обледенения планера и двигателя | + | + | + | + | + | + | ||
16 | Моделирование УВД | ||||||||
16.a | Автоматизированное управление движением в динамичной воздушной обстановке | + | + | ||||||
16.b | Передача речевых сообщений, фоновый шум движения | + | + | ||||||
16.c | Автоматическая передача метеосводок | + | + | + | + | + | |||
16.d | Линия связи коллективного пользования (фоновый шум) | + | + | + | + | + | |||
16.e | Моделирование взаимодействия системы связи с тренажером | + | + | ||||||
16.f | Моделирование связи взаимодействия с инструктором | + | + | ||||||
16.g | Инициирование сообщений | + | + | ||||||
16.h | Связь по линии передачи данных | + | + | ||||||
16.i | Корреляция с другим информационным обменом | + | + | ||||||
16.j | Фразеология | + | + | + | + | + | |||
16.k | Определение частот УВД, соответствующих конкретному этапу полета | + | + | + | + | + | |||
16.l | Другие виды связи (отправка сообщений, связь при техническом и наземном обслуживании ВС, связь с кабинным экипажем) | + | + | ||||||
16.m | Переход инструктора на ручное управление системой УВД | + | + | + | + | + | |||
17 | РМИ | ||||||||
17.a | Изменение положения (изменение положения, чтобы оно стало более удобным, должно проводиться с соответствующей скоростью и при конфигурации с учетом отправных точек): | ||||||||
17.a.1 | Перрон | + | + | + | + | + | + | + | |
17.a.2 | Взлет | + | + | + | + | + | + | + | |
17.a.3 | Заход на посадку | + | + | + | + | + | + | + | |
17.b | Перенастройки | ||||||||
17.b.1 | Система | + | + | + | + | + | + | + | |
17.b.2 | Температура | + | + | + | + | + | + | + | |
17.b.3 | Жидкости и компоненты | + | + | + | + | + | + | + | |
17.c | Окружающая обстановка | ||||||||
17.c.1 | Установка метеоусловий | ||||||||
Без ограничений, облачность и видимость в норме (в условиях CAVOK), правила визуальных полетов, посадка по неточным системам посадки, посадка по системам, обеспечивающим посадку по категориям I, II, III, в соответствующих случаях EFVS | + | + | + | ||||||
17.c.1.b | Без ограничений, облачность и видимость в норме (в условиях CAVOK), правила визуальных полетов | + | + | + | + | + | + | ||
17.c.2 | Визуальные эффекты | ||||||||
17.c.2.a | Время суток (день, сумерки, ночь); облачность (верхняя граница, нижняя граница, типы, плотность); видимость в км или статутных милях: | + | + | ||||||
17.c.2.b | Время суток (день, сумерки, ночь); облачность (верхняя граница, нижняя граница, типы, плотность); видимость в км или статутных милях: | + | |||||||
17.c.2.c | Время суток (день, сумерки, ночь), облачность (верхняя граница, нижняя граница), видимость в км или статутных милях | + | + | + | + | + | |||
17.c.3 | Ветер | ||||||||
17.c.3.а | Приземный | + | + | + | + | + | + | + | |
17.c.3.b | Промежуточные уровни | + | + | + | |||||
17.c.3.c | Типичный градиент | + | + | + | |||||
17.c.3.d | порыв с соответствующим изменением курса и скорости | + | + | + | |||||
17.c.3.е | Турбулентность | + | + | + | + | + | + | + | |
17.c.4 | Температура наружного воздуха у земли | + | + | + | + | + | + | + | |
17.c.5 | Атмосферное давление (атмосферное давление, приведенное к уровню моря, атмосферное давление на высоте аэродрома) | + | + | + | + | + | + | + | |
17.d | Аэропорт | + | + | + | + | + | + | + | + |
17.d.1 | Выбор ВПП | ||||||||
17.d.1.a | Включает выбор действующей ВПП, и в соответствии с аэропортом должна обеспечиваться возможность освещения минимум одной дополнительной параллельной или пересекающейся ВПП | + | + | + | |||||
17.d.1.b | Включает выбор действующей ВПП | + | + | + | + | ||||
17.d.2 | Освещение аэропорта | ||||||||
17.d.2.a | Освещение аэропорта, включая изменение его интенсивности, и контроль снижения освещения рулежной дорожки и стоп-линии в условиях ухудшающейся видимости | + | + | + | + | ||||
17.d.2.b | Освещение аэродрома | + | + | + | + | ||||
17.d.3 | Динамические эффекты, включая движение на земле и воздухе | + | + | + | + | + | + | ||
17.e | Конфигурация самолета: | + | + | + | + | + | + | + | |
17.f | перезагрузка запрограммированных данных, если этому не препятствует установленное оборудование | + | + | + | + | + | + | + | |
17.g | Регистрация и построение графиков (взлет и посадка) | + | + | + | + | + | |||
17.h | Введение (снятие) сигнализации об отказах и неисправностях | + | + | + | + | + | + | + |