Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

          Таблица С1


Номер

Функциональные и экспертные испытания

Тип

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

1

Подготовка к полету

1.a

Предполетная подготовка. Проверить работы всех переключателей, индикаторов, систем и оборудования на рабочих местах всех членов экипажа и инструкторов и определить, что:

1.a.1

конструкция и функции кабины летного экипажа идентичны имитируемому самолету

+

+

+

1.a.2

конструкция и функции кабины летного экипажа характерны для имитируемого класса самолетов

+

+

+

1.a.3

конструкция и функции кабины летного экипажа подобные тем, что устанавливаются на данном классе самолетов, и являются узнаваемыми.

+

+

2

Операции на земле (предполетные)

2.a

Запуск двигателя

2.a.1

Нормальный запуск

+

+

+

+

+

+

+

+

2.a.2

Альтернативные процедуры запуска

+

+

+

+

+

+

2.a.3

Запуск и останов двигателя, не относящиеся к случаям нормального запуска двигателя на различных этапах полета.

+

+

+

+

+

+

+

2.b

Руление

2.b.1

Буксировка хвостом вперед, самостоятельное движение самолета с помощью двигателей хвостом вперед

+

+

+

+

+

+

2.b.2

Приемистость двигателя, переходные процессы по тяге

+

+

+

+

+

+

+

+

2.b.3

Усилия трения на рычагах управления двигателем

+

+

+

+

+

+

+

+

2.b.4

Управляемость при рулении

+

+

+

+

+

+

+

+

2.b.5

Скольжение носового колеса

+

+

+

2.b.6

Средства руления

+

+

+

2.b.7

Низкая видимость на различных этапах полета (разбег, взлет, набор высоты снижение, заход на посадку, посадка, пробег после посадки) и руления

+

+

+

2.с

Работа тормозной системы:

2.с.1

Работа тормозов в нормальном, автоматическом и в аварийном режимах

+

+

+

+

+

+

+

2.с.2

Снижение эффективности основной и резервной тормозной системы

+

+

+

+

3

Нормальный взлет

Из приведенного ниже перечня должны быть выбраны только те испытания режимов взлета, которые относятся к моделируемому типу или классу самолета, и эти испытания должны проводиться с учетом ограничений по скорости ветра, сдвигу ветра и соответствующих отказов систем

3.a

Нормальный взлет

3.a.1

Взаимосвязь параметров самолета и двигателя, включая опробование двигателя

+

+

+

+

+

+

+

+

3.a.2

Управление носовым колесом и рулем направления

+

+

+

+

+

+

+

+

3.a.3

Боковой ветер (до максимально допустимого)

+

+

+

+

+

+

+

+

3.a.4

Особые характеристики:

+

3.a.4.a

Сниженная скорость .

+

+

+

+

+

+

3.a.4.b

Максимальное снижение числа оборотов двигателя

+

+

+

+

+

+

3.a.4.с

ВПП с грунтовым покрытием

+

+

+

+

+

+

3.a.4.d

Короткая ВПП (для самолетов укороченного взлета и посадки)

+

+

+

+

+

+

3.a.4.е

Препятствия (характеристики при взлете над видимым препятствием)

+

+

+

+

+

+

3.a.5

Взлет в условиях ограниченной видимости

+

+

+

+

+

+

+

3.a.6

Работа шасси, закрылков и средств механизации передней кромки крыла

+

+

+

+

+

+

+

+

3.a.7

Выполнение взлетов с загрязненной ВПП

+

+

+

+

+

+

3.b

Порядок действий во внештатных и аварийных ситуациях

3.b.1

Прерванный взлет

+

+

+

+

+

+

+

+

3.b.2

Порядок действий при прерванном взлете в особых случаях (сниженная , максимальное снижение тяги, грунтовая ВПП, короткая ВПП/короткий взлет)

+

+

+

+

+

+

3.b.3

Прерванный взлет с загрязненной ВПП

+

+

+

+

+

+

3.b.4

Продолженный взлет при отказе наиболее критического двигателя в наиболее критической точке

+

+

+

+

+

+

3.b.5

Отказы системы управления, режимы реконфигурации, переход на ручное управление и соответствующее управление

+

+

+

3.b.6

Прочие

+

Характеристики ускорения (движение)

+

Характеристики ускорения (не связанные с движением)

+

4

Набор высоты

4.a

Нормальный

+

+

+

+

+

+

+

+

4.b

С одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

4.с

Набор высоты в конфигурации для захода на посадку в условиях обледенения (для самолетов с сигнализацией об обледенении)

+

+

+

5

Крейсерский полет

5.a

Летно-технические характеристики (зависимость скорости от режима работы двигателей, конфигурации и условий полета)

5.a.1

Горизонтальный полет по прямой

+

+

+

+

+

+

+

5.a.2

Изменение воздушной скорости

+

+

+

+

+

+

+

5.a.3

Управляемость на больших высотах

+

+

+

+

+

+

5.a.4

Управляемость при больших числах М (затягивание в пикирование при закритических числах М, скоростной бафтинг) и восстановление нормального положения (изменение балансировки)

+

+

+

+

5.a.5

Сигнализация о превышении допустимой скорости или .

+

+

+

+

+

+

5.а.6

Управляемость при высокой приборной воздушной скорости

+

+

+

+

+

+

5.b

Выполнение маневров

5.b.1

Большие углы атаки, приближение к сваливанию, сигнализация сваливания, тряска и резкое изменение перегрузки, (конфигурации взлета, крейсерского полета, захода на посадку и посадки)

+

+

+

+

+

+

+

+

5.b.2

Полет на малой скорости

+

+

+

+

+

+

5.b.3

Штопор

+

+

+

+

+

+

5.b.4

Защита области режимов полета (большие углы атаки, ограничения по крену, превышение скорости, снижение скорости ниже допустимой)

+

+

+

+

+

+

5.b.5

Развороты с выпуском и без выпуска аэродинамических тормозов (интерцепторов)

+

+

+

+

+

+

5.b.6

Нормальные и стандартные развороты

+

+

+

+

+

+

+

+

5.b.7

Крутые развороты

+

+

+

+

+

+

+

5.b.8

Характеристики маневренности при выполнении разворота

+

+

+

+

+

+

+

5.b.9

Остановка двигателя и повторный запуск двигателя в полете (с помощью ВСУ, генератора и авторотации)

+

+

+

+

+

+

5.b.10

Маневрирование с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

5.b.11

Специальные летные характеристики

+

+

+

+

+

5.b.12

Отказы системы управления полетом, режимы реконфигурации, переход на ручное управление

+

+

+

5.b.13

Планирование при вынужденной посадке

+

+

+

+

+

+

5.b.14

Визуальная разрешающая способность, управляемость и следующие характеристики тренажера:

5.b.14.a

точность отображения местности при выборе зоны вынужденной посадки

+

+

+

+

+

+

5.b.14.b

точность отображения местности для навигации по правилам визуального полета

+

+

+

+

+

+

5.b.14.c

Выполнение маневров самолета в виде восьмерок вокруг высоких ориентиров (визуальная разрешающая способность)

+

+

+

+

+

+

5.b.14.d

развороты вокруг ориентира

+

+

+

+

+

+

5.b.14.e

попеременные развороты в обе стороны относительно дороги или разделительной полосы

+

+

+

+

+

+

6

Снижение

6.а

Нормальное

+

+

+

+

+

+

+

+

6.b

Максимальная скорость при аварийном снижении при различной конфигурации самолета (с убранными или выпущенными закрылками и шасси, с использованием аэродинамических тормозов)

+

+

+

+

+

+

6.c

С использованием автопилота

+

+

+

+

+

+

+

+

6.d

Отказы системы управления полетом, режимы реконфигурации, переход на ручное управление

+

+

+

7

Заход на посадку и посадка по приборам

Из приведенного ниже перечня должны быть выбраны только те испытания режимов захода на посадку и посадки по приборам, которые относятся к моделируемому типу или классу самолета, и эти испытания должны проводиться с учетом ограничений по скорости ветра, сдвигу ветра (за исключением точных заходов на посадку по категории II и III) и соответствующих отказов систем

7.a

Точный заход на посадку

7.a.1

Заходы на посадку по категории I

7.a.1.a

Заход на посадку в ручном режиме с использованием/без использования командно-пилотажного прибора, включая посадку

+

+

+

+

+

+

+

7.a.1.b

Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота и посадка в ручном режиме

+

+

+

+

+

+

+

7.a.1.c

Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота с одним неработающим двигателем и несколькими отказавшими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.a.1.d

Заход на посадку в ручном режиме с неработающим(ими) двигателем(ями)

+

+

+

+

+

+

+

7.a.1.e

Индикатор на лобовом стекле, бортовая система технического зрения с расширенными возможностями визуализации

+

+

+

+

+

+

7.a.1.f

Заход на посадку в ручном режиме с использованием или без использования командно-пилотажного прибора до 30 м (100 футов) ниже минимума категории I

(i) с боковым ветром (максимальный продемонстрированный)

+

(ii) со сдвигом ветра

+

7.a.1.h

Заход на посадку при минимальном/выключенном электропитании

+

7.a.2

Заходы на посадку категории II

7.a.2.a

Заход на посадку по категории II при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и посадка (в ручном и автоматическом режимах)

+

+

+

+

+

7.a.2.b

Заход на посадку по категории II при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота с одним неработающим двигателем до высоты принятия решения и уход на второй круг в ручном и автоматическом режимах

+

+

+

+

+

7.a.2.c

Системы ИЛС и EFVS.

+

+

+

+

+

7.a.3

Заходы на посадку категории III

7.a.3.a

Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота и управлении (если это применимо) пробегом (в ручном и автоматическом режимах)

+

+

+

+

+

7.a.3.b

Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и уход на второй круг в ручном и автоматическом режимах

+

+

+

+

+

7.a.3.c

Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до приземления и пробеге (если это применимо) при одном неработающем двигателе (в ручном и автоматическом режимах)

+

+

+

+

+

7.a.3.d

Заход на посадку по категории III при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота до высоты принятия решения и уход на второй круг с одним неработающим двигателем (в ручном и автоматическом режимах)

+

+

+

+

+

7.a.3.е

Системы ИЛС и EFVS

+

+

+

+

+

7.a.4

Заход на посадку при совмещенном управлении с автоматом тяги в системе автопилота (до посадки или ухода на второй круг):

7.a.4.a

При отказе генератора электропитания

+

+

+

+

+

7.a.4.b

При максимальном сертифицированном или разрешенном значении попутного ветра

+

+

+

+

+

7.a.4.с

При максимальном фактическом или разрешенном боковом ветре

+

+

+

+

+

7.a.5

Заход на посадку с помощью радиолокационных систем точного захода на посадку, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.a.6

Заход на посадку с помощью микроволновая система посадки, наземная система функционального дополнения, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b

Неточный заход на посадку

7.b.1

Заход на посадку с помощью обзорной радиолокационной станции, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b.2

Заход на посадку с помощью всенаправленного радиомаяка с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b.3

Заход на посадку с помощью маяков VOR, DME, системы ближней аэронавигации (далее - TACAN), со всеми работающими двигателями, с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b.4

Заход на посадку с помощью средств, обеспечивающих необходимые требуемые навигационные характеристики (далее - RNP) при номинальной и минимальной разрешенной температуре, глобальной навигационной спутниковой системы со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b.5

Заходы на посадку с использованием только радиомаяка ILS и заходы на посадку с использованием ILS по обратному лучу курсового радиомаяка со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.b.6

Заход на посадку по курсовому радиомаяку системы ILS, со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.c

Процедуры захода на посадку с вертикальным наведением, с использованием спутниковой системы функционального дополнения вектора траектории полета

+

7.c.1

Заход на посадку с вертикальным наведением с использованием барометрической вертикальной навигации со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

7.c.2

Процедуры захода на посадку с использованием систем обеспечивающей точностные характеристики выполнения полетов в условиях зональной навигации (далее - RNAV), со всеми работающими двигателями или с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

8

Визуальный заход на посадку и посадка

8.a

Маневрирование, нормальный заход на посадку и посадка с использованием и без использования визуальных и навигационных средств захода на посадку

+

+

+

+

+

+

+

8.b

Заход на посадку и посадка с одним или несколькими неработающими двигателями

+

+

+

+

+

+

+

8.c

Функционирование шасси, закрылков, предкрылков и аэродинамических тормозов в нормальных и особых случаях

+

+

+

+

+

+

+

8.d

Заход на посадку и посадка при боковом ветре (демонстрируется при максимальной величине бокового ветра)

+

+

+

+

+

+

+

Заход на посадку при сдвиге ветра

+

8.e

Заход на посадку и посадка при отказах системы управления полетом (режимы реконфигурации, возврат к ручному управлению и соответствующее управление при наиболее значительном, какое только возможно, ухудшении характеристик)

+

+

+

8.f

Заход на посадку и посадка с резервным питанием в электрической и гидравлической системе

+

+

+

+

+

8.g

Заход на посадку и посадка с применением кругового маневрирования (заход на посадку по кругу)

Для тренажеров типов III, V, VI, VII, D при проведении этого испытания требуется имитация как минимум аэропорта, в котором направления ВПП для захода на посадку и посадочной полосы отличаются на 90° или более, и 180° или менее. В изображении должны быть включены любые соответствующие предупредительные огни или другие визуальные средства, используемые в рамках опубликованной процедуры захода на посадку по кругу. Они должны быть размещены в надлежащих местах, иметь надлежащий цвет, направленность и

+

+

+

+

+

+

+

характеристики. Для устройств типов II и IV модель имитируемого аэропорта должна соответствовать опубликованным данным, используемым для полетов самолетов, и включать ВПП для захода на посадку и посадки, которые могут освещаться одновременно. Все соответствующие предупредительные огни или другие визуальные средства, используемые в рамках опубликованной схемы захода на посадку по кругу, должны располагаться в надлежащих местах и иметь надлежащий цвет и характеристики

8.h

Заход на посадку и посадка по визуальной схеме движения

+

+

+

+

+

+

+

8.i

Заход на посадку и посадка при выполнении неточного захода на посадку

+

+

+

+

+

+

+

8.j

Заход на посадку и посадка при выполнении точного захода на посадку

+

+

+

+

+

+

+

Заход на посадку и посадка при неисправностях:

а) продольной балансировки (триммирования)

+

б) поперечной-путевой балансировки (триммирования)

+

8.k

Прочие

В том случае, если система визуализации тренажера позволяет выполнять заход на посадку по специальным схемам в соответствии с применяемыми правилами, то тренажер может получить допуск на их использование при подготовке персонала

9

Повторный заход на посадку

9.a

Все двигатели работают, ручной режим и режим автопилота

+

+

+

+

+

+

+

+

9.b

Неработающий(е) двигатель(и), ручной режим и режим автопилота

+

+

+

+

+

+

+

+

9.c

Прерванная посадка

+

+

+

+

+

+

+

9.d

В автоматическом режиме, при отказах системы управления полетом, в режимах реконфигурации и при возврате к режиму ручного управления

+

+

+

10

Действия на земле (посадка, после посадки и после полета)

10.a

Послепосадочный пробег и руление

10.a.1

Системы ИЛС и EFVS

+

+

+

+

+

10.a.2

Работа интерцепторов

+

+

+

+

+

+

+

+

10.a.3

Работа реверса тяги

+

+

+

+

+

+

+

+

10.a.4

Путевое управление и управляемость при рулении, с использованием и без использования реверса тяги

+

+

+

+

+

+

+

+

10.a.5

Снижение эффективности руля направления при увеличении реверса тяги (двигатели размещены в гондолах в хвостовой части фюзеляжа)

+

+

+

+

+

+

10.a.6

Работа тормозной системы и противоюзовых устройств:

10.a.6.a

Работа тормозной системы и противоюзовых устройств в условиях сухой, влажной, обледеневшей, частично влажной, частично обледеневшей ВПП и влажной на следах резины в зоне касания носовым колесом

+

+

+

10.a.6.b

Работа тормозной системы и противоюзовых устройств на сухой и влажной ВПП

+

+

+

10.a.6.с

Работа тормозной системы и противоюзовых устройств на сухой ВПП

+

+

10.a.6.d

Работа системы автоматического торможения

+

+

+

+

+

+

10.а.7

Прочие

10.b

Выключение двигателя на стоянке

10.b.1

Работа двигателя и систем

+

+

+

+

+

+

+

+

10.b.2

Работа стояночного тормоза

+

+

+

+

+

+

+

+

10.b.3

Прочие

11

Любой этап полета

11.a

Работа систем самолета и двигателя (если установлены)

11.a.1

Система наддува и кондиционирования воздуха (система жизнеобеспечения)

+

+

+

+

+

+

11.a.2

Противообледенительная

+

+

+

+

+

+

11.a.3

ВСУ

+

+

+

+

+

+

11.a.4

Система связи

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.5

Система электроснабжения

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.6

Система обнаружения дыма и огня, система пожаротушения

+

+

+

+

+

+

11.a.7

Рычаги управления самолетом

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.8

Топливная и масляная система

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.9

Гидравлическая система

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.10

Пневмосистема.

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.11

Шасси

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.12

Кислородная система

+

+

+

+

+

+

11.a.13

Двигатель

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.14

Бортовая РЛС

+

+

+

+

+

+

11.a.15

Автопилот и пилотажный командный прибор

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.16

Системы предупреждения об опасности сближения с землей и системы предупреждения столкновений воздушных судов

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.17

Бортовые компьютеры системы управления полетом, включая системы повышения устойчивости и управляемости

+

+

+

+

+

+

11.a.18

Системы индикации полетной информации

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.19

Системы индикации пилотажных данных

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.20

Системы ИЛС и EFVS

+

+

+

+

+

+

11.a.21

Навигационные системы

+

+

+

+

+

+

+

+

11.a.22

Система сигнализации/предотвращения сваливания

+

+

+

+

+

+

11.a.23

Оборудование предупреждения о сдвиге ветра (оборудование для восстановления положения при сдвиге ветра)

+

+

+

11.a.24

Система защиты от выхода за пределы допустимой области режимов полета

+

+

11.a.25

Электронная система бортовой документации.

+

+

+

11.a.26

Автоматические перечни контрольных проверок (порядок действий в штатных, особых и аварийных ситуациях)

+

+

+

+

11.a.27

Системы уведомления об опасности на ВПП и консультативная система

+

+

+

11.a.28

Прочие

11.b

Порядок действий в воздухе

11.b.1

Полет в зоне ожидания

+

+

+

+

+

+

+

+

11.b.2

Предотвращение опасных ситуаций в воздухе (воздушное движение, метеоусловия, включая визуальное соответствие)

+

+

+

+

+

+

11.b.3

Сдвиг ветра:

11.b.3.а

перед отрывом носового колеса при разбеге

+

+

+

+

+

+

11.b.3.b

при отрыве от земли при взлете

+

+

+

+

+

+

11.b.3.c

на начальном участке набора высоты

+

+

+

+

+

+

11.b.3.d

на конечном этапе захода на посадку, на высоте ниже 150 м (500 футов) над уровнем земли

+

+

+

+

+

+

12

Система визуализации

Должны воспроизводиться модели аэропортов, регулярно используемые в программах подготовки, и которые, если это применимо, могут представляться для утверждения режимов заходов на посадку по кругу. Если требования к типу тренажера предусматривают обязательную имитацию аэропорта, но эксплуатантом тренажера не определены конкретные аэропорты для имитации, то для первоначальной оценки могут использоваться демонстрационные модели, которые не обязательно точно воспроизводят какой-то конкретный аэропорт

При периодической оценке для выполнения функциональных и субъективных испытаний уполномоченный орган может выбрать любые визуальные картины, используемые в учебной программе эксплуатанта, но при условии, что они моделировались с учетом требуемых характеристик

12.a

Требования к содержанию функциональных испытаний

Ниже приведены минимальные требования к содержанию модели аэропорта, которые обеспечивают тестирование возможностей системы визуализации и воспроизведение визуальных эффектов, позволяющих провести все функциональные и субъективные испытания. Для проведения функциональных и субъективных испытаний эксплуатантам тренажера рекомендуется использовать приведенное ниже описание содержания моделей

12.a.1

Картины аэропортов

12.a.1.a

Минимум три модели реальных аэропортов в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов, демонстрирующие все указанные ниже характеристики системы визуализации. Каждая модель должна быть в отдельной визуальной картине, что позволяет оценивать их автоматические изменения. Каждая модель аэропорта должна выбираться с РМИ

+

+

+

12.a.1.b

Минимум одна модель реального аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ

+

+

12.a.1.c

Минимум одна модель типового аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ

+

+

12.a.2

Точность воспроизведения визуальной картины

12.a.2.a

На визуальной картине должны точно воспроизводиться те части аэропорта и прилегающей к нему местности окрестности, которые используются в программе подготовки

+

+

+

+

12.a.2.b

Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог визуально распознать аэропорт; определить положение моделируемого самолета; успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки; а также при необходимости выполнять маневрирование на территории аэропорта

+

+

12.a.2.c

Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки

+

+

12.a.3

Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

12.a.3.a

Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэропорта

+

+

+

12.a.3.b

Типовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

+

+

+

12.a.3.c

Базовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

+

+

12.a.4

Если в картине аэропорта одновременно воспроизводятся две параллельные ВПП и одна пересекающаяся, то должно обеспечиваться одновременное освещение минимум двух ВПП

+

+

+

12.a.5

Для обеспечения корреляции с системами самолета (ИЛС, GPS/ГЛOHACC, компас, высотомер), необходимо моделировать превышения входной кромки ВПП и ее расположение.

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.6

Воспроизведение уклонов ВПП, рулежных дорожек и съездов не должно создавать отвлекающие или нереалистичные эффекты, включая изменение высоты положения глаз пилота

+

+

+

12.a.7

В соответствующих случаях покрытие и маркировка каждой используемой взлетно-посадочной полосы, включая следующее:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.7.а

Маркировка порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.b

Номера ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.c

Маркировка зоны приземления

+

+

+

+

+

+

12.a.7.d

Маркировка фиксированного расстояния

+

+

+

+

+

+

12.a.7.e

Маркировка границ ВПП

+

+

+

+

+

+

12.a.7.f

Маркировка осевой линии ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.g

Знаки оставшейся дистанции

+

+

+

12.a.7.h

Знаки на пересечении ВПП и рулежных дорожек

+

+

+

12.a.7.i

Ветровой конус, позволяющий определить соответствующие силу и направление ветра

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8

Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования имитируемой ВПП, включая следующее:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.8.a

Огни порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.b

Посадочные огни ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.c

Ограничительные огни ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.d

Огни осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.e

Огни зоны приземления

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.f

Огни выводных рулежных дорожек

+

+

+

+

12.a.8.g

Соответствующие средства визуальной посадки на ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.h

Соответствующая система огней подхода к ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9

Покрытие и маркировка рулежных дорожек:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.9.a

Маркировка кромки

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.b

Маркировка осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.c

Маркировка предварительного старта на ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.d

Маркировка критической зоны приземления по приборам

+

+

+

+

+

12.a.9.e

Для разрешенных полетов в условиях ограниченной видимости должно быть продемонстрировано следующее: все маркировки рулежных дорожек, освещение и указатели руления как минимум от места назначенной стоянки до назначенной ВПП и обратно после посадки на назначенную ВПП на назначенное место стоянки; а также маршрут руления в условиях ограниченной видимости (система управления движением на земле, автомобиль сопровождения, дневные рулежные огни). Назначенная ВПП и маршрут руления должны соответствовать аэропорту, в котором разрешены полеты в условиях ограниченной видимости

+

+

12.а.10

Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования рулежных дорожек (связанных с каждой имитируемой ВПП):

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.10.a

Посадочные огни

+

+

+

+

+

+

+

12.a.10.b

Огни осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

12.a.10.c

Огни зоны предварительного старта

+

+

+

+

+

+

+

12.а.11

Необходимая корреляция визуальной модели с другими имитируемыми компонентами окружающей обстановки аэропорта

12.a.11.a

Модель аэропорта должна быть согласована с соответствующими навигационными средствами, обеспечивающими движение самолетов на имитируемой ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.11.b

Моделирование загрязнения ВПП должно коррелироваться с воспроизводимой поверхностью и освещением ВПП

+

+

12.a.12

Здания, постройки и светосигнальное оборудование аэропорта

12.a.12.a

Здания, постройки и освещение

12.а.12.а.1

Здание, постройки и светосигнальное оборудование реального аэропорта

+

+

+

12.а.12.а.2

Здания, постройки и светосигнальное оборудование типового аэропорта

+

+

+

12.а.12.a.3

Здания, постройки и светосигнальное оборудование базового аэропорта

+

+

12.a.12.b

Как минимум один используемый выход из терминала, установленный на соответствующей высоте (требуется только для самолетов, обычно выруливающих от выходов из терминала)

+

+

+

12.a.12.c

Типовые движущиеся и неподвижные препятствия у выхода терминала (другие самолеты, тележки аэродромного питания, буксировщики, топливозаправщики, дополнительные выходы)

+

+

+

+*

+

12.а.12.d

Маркировка выходов и перрона (указатели об опасности, линиях заруливания, номерах выходов), освещение и средства стыковки с выходом или аэродромный сигнальщик

+

+

12.а.13

Местность и препятствия

12.а.13.а

Местность и препятствия в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта

+

+

+

12.а.13.b

Типовое изображение местности и препятствий в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта

+

+

+

12.а.14

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты

12.а.14.а

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта (Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемым пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП)

+

+

+

12.a.14.b

Типовое отображение заметных и узнаваемых естественных и искусственных объектов в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта. (Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемым пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП)

+

+

+

12.a.14.c

Типовое воздушное движение (включая возможность воспроизводить опасности в воздухе - ВС, птицы, опасные метеоявления на курсе возможного столкновения)

+

+

+

+

+*

12.b

Управление визуальной картиной

12.b.1

Должна обеспечиваться регулировка интенсивности освещения в соответствии с 6 уровнями: (от 0 до 5) всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать

+

+

+

12.b.2

Интенсивность освещения всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку должна соответствовать типовой интенсивности, используемой при тренировках пилотов для заданного уровня видимости; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать

+

+

+

+

+

12.b.3

Должна реалистично воспроизводиться направленность проблесковых огней, огней подхода, посадочных огней ВПП, средств визуальной посадки, огней осевой линии ВПП, огней порога ВПП и огней зоны приземления на ВПП предполагаемой посадки

+

+

+

12.c

Опознавание визуальных объектов

12.c.1

Определение ВПП, проблесковые огни, огни приближения и белые посадочные огни на расстоянии 8 км от порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.2

Огни средств визуального захода на посадку

12.c.2.a

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 8 км от порога ВПП

+

+

+

12.c.2.b

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 4,8 км от порога ВПП

+

+

+

+

+

+

12.c.3

Огни осевой линии ВПП и определение рулежной полосы на расстоянии 4,8 км

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.4

Огни порога ВПП и огни зоны приземления на расстоянии 3,2 км

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.5

Маркировка ВПП в пределах диапазона освещения посадочных огней для темного времени суток; согласно требованиям по оценке разрешающей способности поверхности для светлого времени суток

+

+

+

12.c.6

При выполнении заходов на посадку по кругу, освещение ВПП предполагаемой посадки и соответствующее освещение должно постепенно угасать, не отвлекая пилота

+

+

+

+

+

+

12.d

Возможность воспроизведения визуальной картины выбранного аэропорта в:

12.d.1

Ночное время

+

+

+

+

+

12.d.2

Сумерки

+

+

+

+

+

12.d.3

Дневное время

+

+

+

+

+

+

+

+

12.d.4

Динамические эффекты - возможность воспроизводить многочисленные опасности на земле и в воздухе, другой самолет, пересекающий действующую ВПП или сходящиеся маршруты движения в воздухе; опасности должны выбираться с помощью органов управления на рабочем месте инструктора

+

+

+

+

+*

12.d.5

Ложное восприятие (иллюзии) - визуальные изображения, отражающие характерные физические отношения, вызывающие иллюзии при посадке, короткие ВПП, заходы на посадку над водной поверхностью, ВПП с уклоном или подъемом, возвышение ландшафта в районе траектории захода на посадку и другие уникальные топографические особенности

Ложные восприятия (иллюзии) могут быть продемонстрированы в условиях аэропорта базового уровня или аэропорта высокого уровня точности воспроизведения характеристик

+

+

12.e

Корреляция с самолетом и соответствующим оборудованием

12.e.1

Визуальные эффекты в соотнесении с реакцией реального самолета

+

+

+

+

+

+

+

+

12.e.2

Визуальные эффекты во время взлета, захода на посадку и посадки

12.e.2.a

Визуальные эффекты для оценки вертикальной скорости снижения и восприятия глубины пространства при посадках

+

+

+

+

+

12.e.2.b

Визуальные эффекты, достаточные для определения изменений траектории захода на посадку используя перспективу ВПП. Изменения визуальных эффектов во время взлета, захода на посадку и посадки не должны отвлекать пилота

+

+

+

+

+

12.e.3

Точное изображение окружающей обстановки в зависимости от пространственного положения самолета

+

+

+

+

+

+

+

+

12.e.4

Визуальная картина должна соответствовать показаниям приборов комплексных систем самолета, если они установлены (системы предотвращения столкновений с землей и встречным движением и обхода районов неблагоприятных метеоусловий, а также систем ИЛС и EFVS)

+

+

+

+

+

+

12.e.5

Должно обеспечиться воспроизведение эффектов работы стеклоочистителей (удаление дождевых капель)

+

+

12.f

Качество изображения

12.f.1

Квантование

12.f.1.a

Отображаемые поверхности и их текстура не должны иметь видимой дискретности (ступенчатости)

+

+

+

+

12.f.1.b

Отображаемые поверхности и их текстура не должны создавать отвлекающей внимание дискретности (ступенчатости)

+

+

+

+

12.f.2

Система должна воспроизводить многоцветные реалистичные текстурные эффекты

+

+

+

+

+

+

+

+

12.f.3

Точечные источники света не должны иметь дрожания, смазанности или полос

+

+

+

+

+

+

+

+

12.f.4

Система должна обеспечивать фокусный эффект для моделирования дождя

+

+

12.f.5

Система должна обеспечивать перспективное увеличение точечных источников света

+

+

+

+

+

12.g

Эффекты внешней обстановки

12.g.1

Воспроизводимая картина должна соответствовать видам загрязнения поверхности ВПП и включать в себя соответствующее отражение освещения ВПП с учетом эффектов влажности, частично затемненных из-за снега огней или других соответствующих эффектов

+

+

+

12.g.2

Воспроизведение особых метеоусловий, включая акустические эффекты, акселерационные эффекты и визуальные эффекты, средние и значительные осадки, приближение грозы на взлете, при заходе на посадку и посадке на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта

+

+

+

12.g.3

Визуальная картина одного заснеженного аэропорта, если это соответствует условиям зоны выполняемых эксплуатантом полетов, включая покрытые снегом местность, ВПП и рулежные дорожки

+

+

12.g.4

Должны воспроизводиться эффекты, возникающие при выполнении полетов в облаках: переменная плотность облаков, эффекты скорости, изменения окружающей обстановки

+

+

+

12.g.5

Эффект многослойной облачности, включая отдельные, рассеянные и разорванные облака, а также сплошную облачность, которая частично или полностью препятствует обзору поверхности земли

+

+

+

12.g.6

Постепенный выход из облаков и переход к видимости окружающей обстановки/дальности видимости на ВПП, определяемой как 10% от соответствующей нижней или верхней границы облаков, 6 м переходный слой 61 м

Эффекты облачности следует проверять на высоте 610 м над уровнем аэродрома и ниже, и в радиусе 16 км от аэропорта. Эффекты перехода должны быть полными при входе в облака и выходе из облаков при достижении нижней или верхней кромки облачности, которые вводятся с РМИ, и эффекты перехода должны происходить в пределах слоя облачности, задаваемого с РМИ

+

+

+

12.g.7

Видимость и дальность видимости на ВПП измеряются в единицах расстояния. Видимость и дальность видимости на ВПП следует проверять на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта.

Дальность видимости на ВПП требуется только для типов V, VI и VII

+

+

+

+

+

+

+

+

12.g.8

Местами туман, иногда называемый неоднородной RVR, создает эффект изменяющейся дальности видимости на ВПП. Самая низкая RVR должна соответствовать значению, заданному с рабочего места инструктора, изменение, может быть только более RVR, заданной инструктором

+

+

12.g.9

Влияние тумана на освещение аэропорта: ореолы;

размытость изображения

+

+

12.g.10

Влияние собственных огней самолета в условиях ограниченной видимости, отражение бликов, включая посадочные огни, проблесковые огни и маяки

+

+

12.g.11

Признаки ветра для создания эффекта метели или песчаной бури на сухой ВПП или рулежной дорожке должны вводиться с РМИ

+

+

13

Акселерационные эффекты

Для обозначения порога чувствительности, при котором член экипажа должен распознавать событие или ситуацию, определены следующие акселерационные эффекты. Там, где это применимо, характеристики тангажа, боковой перегрузки и путевого управления, создаваемые тренажером, должны быть типовыми для самолета.

13.a

Эффекты руления, ощущения поперечного и путевого движения, возникающие в результате входных сигналов управления и торможения

+

+

+

13.b

Эффекты тряски при движении по ВПП:

обжатие стоек шасси;

скорость движения по земле,

движение по неровной ВПП;

огни осевой линии ВПП

загрязнение ВПП с соответствующими характеристиками торможения и руления

+

+

+

13.c

Тряска на земле при выпуске интерцепторов/аэродинамических тормозов и по причине изменения тяги двигателей

+

+

+

13.d

Толчки, связанные с работой шасси

+

+

+

13.e

Тряска при выпуске и уборке шасси

+

+

+

13.f

Тряска в воздухе в результате выпуска закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов)

+

+

+

13.g

Тряска в результате атмосферных возмущений

+

+

13.h

Тряска при приближении к сваливанию

+

+

+

13.i

Признаки касания ВПП основным и носовым шасси

+

+

+

13.j

Скольжение носового колеса

+

+

+

13.k

Эффект тяги при установке на тормоза

+

+

+

13.l

Скоростной бафтинг и тряска при маневрировании

+

+

+

13.m

Динамика разрушения пневматика

+

+

+

13.n

Отказы двигателя, неисправности, повреждение конструкции двигателя и планера

+

+

+

13.o

Удары от попадания посторонних предметов в хвостовое оперение, гондолу двигателя и воздушный винт, крыло

+

+

+

14

Акустическая система

Акустическая модель должна предусматривать возможность моделирования звуков погодных условий и природных явлений включающие: звуки различной интенсивности осадков (дождь, град), раскатов грома (грозы), ветра, смерч, тайфун, вулканические осадки и выбросы лавы, камнепада, сель, звук прибрежных волн и цунами

14.а

Требования по направленности звука изложены в пункте 6.5

+

+

+

+

14.b

Существенные шумы, создаваемые системами самолета и воспринимаемые пилотом во время выполнения обычных полетов (шумы двигателя, аэродинамический шум, шумы трансмиссии, винтов, всу, гидравлики, электрооборудования), которые сопоставимы с уровнем шума зарегистрированным в протоколах измерений и входящих в ПИД

+

+

+

14.c

Существенные шумы в кабине экипажа самолета и шумы, в результате действий пилота создаваемые системами самолета и воспринимаемые пилотом во время выполнения обычных полетов (шумы двигателя, аэродинамический шум, шумы трансмиссии, винтов, всу, гидравлики, электрооборудования), которые сопоставимы с уровнем шума зарегистрированным в протоколах измерений и входящих в ПИД

+

+

+

+

+

+

+

+

14.d

Нештатные режимы выполнения полета, для которых имеются соответствующие данные по акустическим шумам при неисправностях двигателя, винтов, трансмиссии, шасси, повреждении пневматиков

+

+

+

+

+

+

+

+

14.e

Звук удара при приземлении в условиях превышения ограничений

+

+

+

+

+

15

Специальные эффекты

15.a

Динамика торможения при нормальном состоянии и при использовании противоюзовой системы - динамическое проявление отказа тормозной и противоюзовой системы, а также снижение эффективности торможения из-за нагрева тормозов

+

+

+

15.b

Эффекты обледенения планера и двигателя

+

+

+

+

+

+

16

Моделирование УВД

16.a

Автоматизированное управление движением в динамичной воздушной обстановке

+

+

16.b

Передача речевых сообщений, фоновый шум движения

+

+

16.c

Автоматическая передача метеосводок

+

+

+

+

+

16.d

Линия связи коллективного пользования (фоновый шум)

+

+

+

+

+

16.e

Моделирование взаимодействия системы связи с тренажером

+

+

16.f

Моделирование связи взаимодействия с инструктором

+

+

16.g

Инициирование сообщений

+

+

16.h

Связь по линии передачи данных

+

+

16.i

Корреляция с другим информационным обменом

+

+

16.j

Фразеология

+

+

+

+

+

16.k

Определение частот УВД, соответствующих конкретному этапу полета

+

+

+

+

+

16.l

Другие виды связи (отправка сообщений, связь при техническом и наземном обслуживании ВС, связь с кабинным экипажем)

+

+

16.m

Переход инструктора на ручное управление системой УВД

+

+

+

+

+

17

РМИ

17.a

Изменение положения (изменение положения, чтобы оно стало более удобным, должно проводиться с соответствующей скоростью и при конфигурации с учетом отправных точек):

17.a.1

Перрон

+

+

+

+

+

+

+

17.a.2

Взлет

+

+

+

+

+

+

+

17.a.3

Заход на посадку

+

+

+

+

+

+

+

17.b

Перенастройки

17.b.1

Система

+

+

+

+

+

+

+

17.b.2

Температура

+

+

+

+

+

+

+

17.b.3

Жидкости и компоненты

+

+

+

+

+

+

+

17.c

Окружающая обстановка

17.c.1

Установка метеоусловий

Без ограничений, облачность и видимость в норме (в условиях CAVOK), правила визуальных полетов, посадка по неточным системам посадки, посадка по системам, обеспечивающим посадку по категориям I, II, III, в соответствующих случаях EFVS

+

+

+

17.c.1.b

Без ограничений, облачность и видимость в норме (в условиях CAVOK), правила визуальных полетов

+

+

+

+

+

+

17.c.2

Визуальные эффекты

17.c.2.a

Время суток (день, сумерки, ночь); облачность (верхняя граница, нижняя граница, типы, плотность); видимость в км или статутных милях:

RVR в метрах (футах), специальные эффекты (осадки, грозы, метель, песчаная буря)

+

+

17.c.2.b

Время суток (день, сумерки, ночь); облачность (верхняя граница, нижняя граница, типы, плотность); видимость в км или статутных милях:

RVR в метрах или футах;

специальные эффекты (осадки, грозы)

+

17.c.2.c

Время суток (день, сумерки, ночь), облачность (верхняя граница, нижняя граница), видимость в км или статутных милях

+

+

+

+

+

17.c.3

Ветер

17.c.3.а

Приземный

+

+

+

+

+

+

+

17.c.3.b

Промежуточные уровни

+

+

+

17.c.3.c

Типичный градиент

+

+

+

17.c.3.d

порыв с соответствующим изменением курса и скорости

+

+

+

17.c.3.е

Турбулентность

+

+

+

+

+

+

+

17.c.4

Температура наружного воздуха у земли

+

+

+

+

+

+

+

17.c.5

Атмосферное давление (атмосферное давление, приведенное к уровню моря, атмосферное давление на высоте аэродрома)

+

+

+

+

+

+

+

17.d

Аэропорт

+

+

+

+

+

+

+

+

17.d.1

Выбор ВПП

17.d.1.a

Включает выбор действующей ВПП, и в соответствии с аэропортом должна обеспечиваться возможность освещения минимум одной дополнительной параллельной или пересекающейся ВПП

+

+

+

17.d.1.b

Включает выбор действующей ВПП

+

+

+

+

17.d.2

Освещение аэропорта

17.d.2.a

Освещение аэропорта, включая изменение его интенсивности, и контроль снижения освещения рулежной дорожки и стоп-линии в условиях ухудшающейся видимости

+

+

+

+

17.d.2.b

Освещение аэродрома

+

+

+

+

17.d.3

Динамические эффекты, включая движение на земле и воздухе

+

+

+

+

+

+

17.e

Конфигурация самолета:

топливо;

вес;

центр тяжести

+

+

+

+

+

+

+

17.f

перезагрузка запрограммированных данных, если этому не препятствует установленное оборудование

+

+

+

+

+

+

+

17.g

Регистрация и построение графиков (взлет и посадка)

+

+

+

+

+

17.h

Введение (снятие) сигнализации об отказах и неисправностях

+

+

+

+

+

+

+