7. | ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК ВИЗУАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ | Тип I | Тип II | Тип III | Тип IV | Тип V | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | |
7.S | В рамках заявленного использования тренажера конкретного вертолета для каждого из пилотов имитируется непрерывная зона обзора, с эффектом бесконечной перспективы для точки положения глаз пилота, управляющего полетом, с детальным отображением ближней перспективы и текстурированным воспроизведением всех условий окружающей среды. Должны моделироваться визуальные ориентиры, позволяющие оценить скорость изменения высоты, высоту над уровнем земли, поступательные перемещения и скорости при выполнении взлета, при маневрировании на малой высоте/с низкой скоростью, в режиме висения и при выполнении посадки | + | + | + | + | Зона обзора в тренажере должна в точности соответствовать зоне обзора имитируемого вертолета. В некоторых случаях, когда это необходимо для выполнения учебных задач, обеспечивается расширенная зона обзора, включая обзор из окон передней носовой части кабины. | ||
Минимальная зона обзора: 210° по горизонтали и 60° по вертикали | ||||||||
Точность воспроизведения визуальной обстановки: на визуальном отображении различим горизонт в дневное и вечернее время при выполнении полетов по ПВП, что позволяет определить положение вертолета по осям тангажа, крена и рыскания. Возможности системы должны обеспечивать отображение рельефа местности с разрешающей способностью, определяемой окружающей обстановкой. Место посадки должно быть видно с расстояния, достаточного для того, чтобы пилот мог установить режим снижения, стабилизировать вертолет и выдерживать угол захода на посадку до 45° с высоты от 300 м над уровнем земли до ее поверхности, если видимость не ограничивается конструкцией кабины вертолета. Должна обеспечиваться высокая четкость и разборчивость при обзоре поверхности земли и наземных объектов | ||||||||
7.R | Должны присутствовать визуальные эффекты, позволяющие оценить скорость изменения высоты, поступательные перемещения и скорость при выполнении взлета и посадки | |||||||
Точность воспроизведения визуальной обстановки: на визуальном отображении должен быть различим горизонт в дневное и вечернее время в условиях выполнения полетов по ПВП, что позволяет определить положение вертолета по осям тангажа, крена и рыскания. Посадочная площадка должна быть видна с расстояния, достаточного для того, чтобы позволить пилоту установить режим снижения, стабилизировать вертолет и выдерживать угол захода на посадку до 20° с высоты от 300 м над уровнем земли до ее поверхности, если зона обзора не ограничивается конструкцией кабины вертолета | ||||||||
7.G | Минимальная зона обзора: 45° по горизонтали и 30° по вертикали | + | ||||||
Точность воспроизведения визуальной обстановки: на визуальном отображении должен быть различим горизонт в дневное и вечернее время в условиях выполнения полетов по ПВП, что позволяет определить положение вертолета по осям тангажа и крена. При наличии посадочной площадки, она должна быть видна с расстояния, достаточного для того, чтобы позволить пилоту установить режим снижения, стабилизировать вертолет и выдерживать малый угол захода на посадку (менее 5°) с высоты от 300 м над уровнем земли до ее поверхности, если зона обзора не ограничивается конструкцией кабины вертолета | ||||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ | Тип I | Тип II | Тип III | Тип IV | Тип V | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | ||
7.1 | ДИСПЛЕЙ | Распределение горизонтальной и вертикальной зон обзора может быть скорректировано с учетом конфигурации имитируемого вертолета | ||||||
7.1.S | Для каждого пилота одновременно должна обеспечиваться непрерывная зона обзора, как минимум, 210° по горизонтали и 60°по вертикали | + | + | + | + | Требуется ЗОС, объясняющее геометрические параметры установки | ||
7.1.R | Для каждого пилота одновременно должна обеспечиваться непрерывная зона обзора, как минимум, 180° по горизонтали и 45° по вертикали | Требуется ЗОС, объясняющее геометрические параметры установки | ||||||
7.1.G | Для каждого пилота одновременно должно обеспечиваться непрерывная зона обзора, как минимум, 45° по горизонтали и 30° по вертикали | + | ||||||
7.2 | РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ДИСПЛЕЯ | |||||||
7.2.S | Разрешающая способность демонстрируется с помощью тестового шаблона, состоящего из объектов, видимые угловые размеры которых, отсчитываемые от точки положения глаз пилота, не превышают 2 угловых минут на визуальном изображении на дисплее | + | + | + | + | Требуется ЗОС с расчетами, подтверждающими разрешающую способность | ||
7.2.R | Разрешающая способность демонстрируется с помощью тестового шаблона, состоящего из объектов, видимые угловые размеры которых, отсчитываемые от точки положения глаз пилота, не превышают 3 угловых минут на визуальном изображении на дисплее | Требуется ЗОС с расчетами, подтверждающими разрешающую способность | ||||||
7.2.G | Разрешающая способность демонстрируется с помощью тестового шаблона, состоящего из объектов, видимые угловые размеры которых, отсчитываемые от точки положения глаз пилота, не превышают 4 угловых минут на визуальном изображении на дисплее | + | Требуется ЗОС с расчетами, подтверждающими разрешающую способность. | |||||
7.3 | РАЗМЕР ТОЧЕЧНОГО ИСТОЧНИКА СВЕТА | |||||||
7.3.S | Размер точечного источника света - не более 5 угловых минут | + | + | + | + | Требуется ЗОС, подтверждающее, что в тестовом шаблоне представлены огни, используемые для освещения аэродрома | ||
7.3.R, G | Размер точечного источника света - не более 8 угловых минут | + | Требуется ЗОС, подтверждающее, что в тестовом шаблоне представлены огни, используемые для освещения аэродрома | |||||
7.4 | КОЭФФИЦИЕНТ КОНТРАСТНОСТИ ПОВЕРХНОСТИ | |||||||
7.4.S | Коэффициент контрастности поверхности, позволяющий четко распознавать элементы изображения, не менее 8:1 | + | + | + | + | |||
7.4.G | Коэффициент контрастности поверхности, достаточный для заявленного использования, не менее 4:1 | + | ||||||
7.5 | КОЭФФИЦИЕНТ КОНТРАСТНОСТИ ТОЧЕЧНОГО ИСТОЧНИКА СВЕТА | |||||||
7.5.S | Коэффициент контрастности точечного источника света, достаточный для четкого распознавания источников освещения и света, не менее 25:1 | + | + | + | + | |||
7.5.R | Коэффициент контрастности точечного источника света, достаточный для распознавания света, не менее 10:1 | |||||||
7.5.G | Коэффициент контрастности точечного источника света, достаточный для распознавания огней, не менее 8:1 | + | ||||||
7.6 | ЯРКОСТЬ СИСТЕМЫ | |||||||
7.6.S | Яркость системы должна демонстрироваться с использованием тестового растрового шаблона, растянутого по экрану, и должна быть достаточной для отображения обычной дневной обстановки, а также отвечать требованиям к коэффициенту контрастности. | + | + | + | + | |||
Яркость поверхности должна быть не менее 20 кд/м (5,8 фут-ламберт) | ||||||||
7.6.R | Яркость системы должна демонстрироваться с использованием тестового растрового шаблона, растянутого по экрану, и должна быть достаточной для отображения обычной дневной обстановки, а также отвечать требованиям к коэффициенту контрастности. Яркость поверхности должна быть не менее 14 кд/м (4,1 фут-ламберт) | |||||||
7.6.G | Достаточная яркость для обеспечения заявленного использования | + | ||||||
7.7 | УРОВЕНЬ ЧЕРНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ КОНТРАСТНОСТЬ | Должно представляться объяснение в тех случаях, если испытание не считается относящимся к типу дисплея | ||||||
7.7.S, R | Уровень черного и последовательная контрастность должны измеряться с целью определения того, что они достаточны для проведения обучения в любое время суток. | + | + | + | + | |||
7.7.G | Достаточные для обеспечения заявленного использования | + | ||||||
7.8 | РАЗМЫТОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ | Должно представляться объяснение в тех случаях, если испытание не считается относящимся к типу дисплея | ||||||
7.8.S | Необходимо проводить испытания для определения степени размытости изображения движущихся объектов, характерной для некоторых типов дисплеев. Должно проводиться испытание, демонстрирующее степень размытости изображения движущихся объектов при заданной скорости движения изображения | + | + | + | + | |||
7.8.R, G | Подходящая для обеспечения заявленного использования | + | ||||||
7.9 | СПЕКЛ-ТЕСТ | Должно представляться объяснение в тех случаях, если испытание не считается относящимся к типу дисплея. Это испытание относится только к проекторам, в которых используются источники света с некоторой степенью когерентности | ||||||
7.9.S | Необходимо провести испытание для определения, что уровень спекла, типичный для лазерных дисплеев, ниже отвлекающего уровня | + | + | + | + | |||
7.9.R, G | Подходящий уровень спекла для обеспечения заявленного использования | + | ||||||
7.10 | ИНДИКАЦИЯ НА ЛОБОВОМ СТЕКЛЕ (если имеется) | Включает устройство, укрепляемое на голове или другое устройство, отображающее данные поверх изображения обстановки, видимой из окна кабины пилотов | ||||||
7.10.S | Система индикации на лобовом стекле должна быть аналогичной установленной в кабине летного экипажа имитируемого вертолета. | + | + | + | + | Требуется ЗОС | ||
7.10.R | Система индикации на лобовом стекле должна быть аналогичной установленной в кабине летного экипажа имитируемого вертолета, либо данные могут быть представлены на дисплее отображения внекабинной обстановки | Требуется ЗОС | ||||||
7.10.G | Требования не предъявляются | |||||||
7.11 | EFVS (если установлена), включая очки ночного видения | |||||||
7.11.S | Аппаратное и программное обеспечение имитации EFVS (включая соответствующие индикаторы и систему сигнализации в кабине пилотов) должны функционировать аналогично системе EFVS, установленной на имитируемом вертолете | + | + | + | + | При использовании не коллимированных систем пилот, выполняющий полет, может использовать только одну EFVS вследствие проблем с выравниванием изображения | ||
7.11.R | Аппаратное и программное обеспечение имитации EFVS (включая соответствующие индикаторы и систему сигнализации в кабине пилотов) должны функционировать аналогично системе EFVS, установленной на имитируемом вертолете | Пилот, выполняющий полет, может использовать только одну EFVS/систему индикации на лобовом стекле вследствие проблем с выравниванием изображения. В качестве альтернативы EFVS может быть представлена как часть отображения визуальной картины, представляющей типичную зону обзора при индикации на лобовом стекле | ||||||
7.11.G | Требования не предъявляются | |||||||
7.12 | ВИДИМЫЙ УЧАСТОК ЗЕМЛИ | |||||||
7.12. S, R | Необходимо провести испытание, чтобы продемонстрировать правильность восприятия видимого участка земли на конечном этапе захода на посадку в условиях категории II и правильность положения вертолета относительно ВПП | + | + | + | + | |||
7.12.G | Необходимо продемонстрировать пригодную видимость | + | ||||||
7.13 | ЭФФЕКТЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НИСХОДЯЩИМ ПОТОКОМ ОТ ЛОПАСТЕЙ НВ | |||||||
7.13.S | Система должна обеспечивать возможность отображения эффектов циркулирующей пыли, водяного пара или снега, развивающиеся вследствие нисходящего потока от НВ. Этот эффект должен соответствовать типу поверхности, находящейся под вертолетом | + | + | + | + | |||
7.13.R, G | Требования не предъявляются |