Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     14. Прочие характеристики

14.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ПРОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК

Тип I

Тип II

Тип III

Тип IV

Тип V

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

14.1

РАБОЧЕЕ МЕСТО ИНСТРУКТОРА (РМИ)

14.1 S

С РМИ должен обеспечиваться адекватный обзор приборных панелей пилота и вид через лобовые стекла

+

+

+

В тренажера, оборудованном системой подвижности, любое место инструктора, расположенное в кабине, должно быть надежно закреплено и оборудовано достаточно целостными удерживающими устройствами, чтобы сидящий в кресле был надежно зафиксирован во время всех известных или предполагаемых движений платформы тренажера

Если на тренажерном устройстве установлена EFVS, то на РМИ должен быть монитор EFVS, дублирующий имитируемую систему EFVS, которая отображается пилоту в виде индикации на лобовом стекле. Это включает любые отображаемые данные и символы. Формат монитора (соотношение сторон) должен точно соответствовать формату монитора пилота

14.1 R

С РМИ должен обеспечиваться адекватный обзор приборных панелей пилота и вид через лобовые стекла

+

+

14.1 G

Требования не предъявляются

14.2

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НА РМИ

14.2 S, R, G

РМИ должно быть оборудовано органами управления, которые обеспечивают управление всеми переменными параметрами системы; позволяют вводить особые и аварийные ситуации в моделируемые системы вертолета; позволяют контролировать все эффекты окружающей обстановки, моделирование которых должно обеспечиваться на РМИ (облачность, видимость, обледенение, осадки, температура, грозовые очаги, а также скорость и направление ветра). С РМИ должна обеспечиваться возможность имитации наземных и воздушных опасных ситуаций. Оно должно предоставлять инструктору возможность моделировать эффекты циркуляции пыли, водяных паров или снежной пелены, которые возникают в результате скоса потока воздуха от НВ

+

+

+

+

+

14.3

ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ САМОДИАГНОСТИКИ

14.3 S

Для определения целостности функционирования аппаратного и программного обеспечения и проведения быстрого и эффективного ежедневного испытания тренажера должна быть предусмотрена система самодиагностики тренажера

+

+

+

Требуется ЗОС

14.3 R, G

Требования не предъявляются

14.4

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КОМПЬЮТЕРА

14.4 S, R, G

Производительность компьютера, точность, разрешение и динамические характеристики должны быть достаточными и в полной мере обеспечивать общую адекватность тренажера, искомому типу квалификации.

+

+

+

+

+

Требуется ЗОС

14.5

СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ

14.5 S

Для определения соответствия аппаратного и программного обеспечения тренажера требованиям необходимо проведение автоматического испытания в соответствии с требованиями испытаний

+

+

+

Заключение об испытании должно включать идентификатор испытания, номер тренажера, дату, время, условия, допуски и соответствующие зависимые переменные, отображенные в сравнении со стандартными данными для вертолета.

14.5 R, G

Должно обеспечиваться проведение испытаний аппаратного и программного обеспечения тренажера в целях периодической проверки

+

+

Заключение об испытании должно включать: идентификатор испытания, номер тренажера, дату, время, условия, допуски и соответствующие зависимые переменные, отображенные в сравнении с испытаниями согласно программам испытаний

Рекомендуется проведение автоматического испытания

14.6

ОБНОВЛЕНИЯ АППАРАТНОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА

14.6 S, R

Своевременное постоянное обновление аппаратного и программного обеспечения тренажера должно проводиться после модификации вертолета, если она влияет на подготовку, соответствующую искомому квалификационному уровню

+

+

+

+

+

14.6 G

Своевременное постоянное обновление аппаратного и программного обеспечения тренажера в соответствии с рекомендациями изготовителя тренажера в тех случаях, когда это влияет на подготовку и/или безопасность

14.7

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРЕДПОЛЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

14.7 S, R, G

Требуется ежедневная предполетная документация, которая хранится либо в бортовом журнале, либо в таком месте, где ее можно легко найти и просмотреть

+

+

+

+

+

14.8

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ

Интеграция систем

Относительная реакция системы визуализации, приборов в кабине летного экипажа и начальные воздействия системы подвижности должны быть тесно увязаны, чтобы обеспечить целостность воспринимаемых сигналов. Изменения визуальной картины в результате стационарных возмущений (с момента начала сканирования первой видео зоны, содержащей иную информацию) должны происходить в пределах динамической реакции системы порядка от 85 до 120 миллисекунд (мс) в зависимости от типа тренажера. Начало движения также должно происходить в пределах динамической реакции системы от 85 мс до 120 мс в зависимости от типа тренажера. При этом начало движения должно происходить перед началом сканирования первой видеозоны, содержащей различную информацию, и должно закончиться до завершения сканирования той же самой видеозоны

Вместо испытания по оценке транспортной задержки можно использовать испытание по оценке времени запаздывания

Испытание для определения соответствия этим требованиям должно включать одновременную регистрацию следующих выходных параметров:

выходных сигналов с рычагов управления по тангажу, крену и рысканию;

выходного сигнала акселерометра, присоединенного к платформе системы подвижности и установленного в приемлемом месте рядом с креслами пилотов;

выходного сигнала дисплея системы визуализации (включая аналоговые задержки системы визуализации);

выходного сигнала индикатора пространственного положения вертолета, или эквивалентные испытания, которые утверждены уполномоченным органом

14.8.S

Транспортная задержка:

Испытание по оценке транспортной задержки должно использоваться для демонстрации того, что ответная реакция систем тренажера не превышает 85 мс

Если установлено EFVS, то эти системы должны реагировать в пределах ±30 мс относительно системы визуализации, но не раньше реакции системы подвижности

+

+

+

Результаты необходимы для приборов и для систем подвижности и визуализации

Дополнительные результаты испытаний по оценке транспортной задержки необходимы, если установлены системы индикации на лобовом стекле, которые моделируются, но не являются реальными системами вертолета

Если режим работы системы визуализации (дневной свет, сумерки и ночь) может повлиять на рабочие характеристики, необходимо провести дополнительные испытания

Требуется ЗОС, если режим функционирования системы визуализации не влияет на рабочие характеристики, что исключает необходимость проведения дополнительных испытаний

14.8. R, G

Транспортная задержка:

Испытание по оценке транспортной задержки должно использоваться для демонстрации того, что ответная реакция систем тренажера не превышает 120 мс

+

+

Результаты необходимы только для соответствующих систем

14.9

РЕГИСТРАЦИЯ, ЗАМОРАЖИВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

14.9 S, R, G

Возможности регистрации, замораживания и воспроизведения

+

+

+

+

+

14.10

ИНСТРУКТАЖ И РАЗБОР ПОЛЕТОВ

14.10 S, R, G

Возможность проведения инструктажа и разбора полетов

+

+

+

+

+



Испытания на соответствие требованиям объективного контроля параметров.