Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     13. Прочие характеристики

13

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ПРОЧИХ

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

ХАРАКТЕРИСТИК

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

13.1

РАБОЧЕЕ МЕСТО ИНСТРУКТОРА

Для всех категорий

Организация и условия труда на рабочих местах инструктора и других работников, осуществляющих эксплуатацию отечественных и импортных тренажеров, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-
эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"

________________
      Зарегистрированы Минюстом России 08.08.2016, регистрационный N 43153

13.1S

Рабочее место инструктора должно обеспечивать адекватный обзор приборных панелей пилотов и лобовых стекол

+

+

+

+

Для тренажеров с системой подвижности каждое кресло инструктора на борту должно быть надежно закреплено и оснащено в достаточной степени целостными средствами фиксации сидящего, чтобы обеспечить безопасность инструктора в процессе любых известных или предсказуемых воздействий системы подвижности

13.1R

Рабочее место инструктора должно обеспечивать адекватный обзор приборных панелей пилотов и лобовых стекол

+

+

+

+

13.2

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ИНСТРУКТОРА

13.2
S, R, G

Для моделирования нештатных или аварийных ситуаций органы управления на рабочем месте инструктора должны обеспечивать управление всеми необходимыми системными переменными, позволять останавливать выполнения задания, выполнять сброс и вводить неисправности. Эффекты подобных неисправностей должны быть достаточными для правильной отработки процедур, приведенных в соответствующих руководствах по эксплуатации

+

+

+

+

+

+

+

+

13.3

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ

13.3S

Должны быть проведены тесты для самодиагностики тренажера, предназначенные для определения комплексного функционирования аппаратного и программного обеспечения и для проведения быстрого и эффективного ежедневного тестирования программного и аппаратного обеспечения тренажера

+

+

+

+

Требуется ЗОС

13.4

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КОМПЬЮТЕРА

13.4
S, R, G

Производительность компьютера, его точность, разрешающая способность и динамические характеристики должны быть достаточными для полного обеспечения общего уровня адекватности характеристик тренажера, необходимых для соответствия квалификационному типу

+

+

+

+

+

+

+

+

Требуется ЗОС

13.5

СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

13.5S

Должно обеспечиваться автоматическое тестирование аппаратного и программного обеспечения тренажера в соответствии с программой испытаний на соответствие характеристик тренажера характеристикам, указанным в настоящих правилах

+

+

+

+

Подтверждение испытания должно включать в себя идентификацию теста, номер тренажера, дату, время, условия, фамилию, имя, отчество тестирующего, допуски и соответствующие зависимые переменные, представленные в сравнении с соответствующими стандартными параметрами самолета

13.5
R, G

Должно проводиться периодическое тестирование аппаратного и программного обеспечения тренажера в соответствии с программой испытаний на соответствие характеристик тренажера характеристикам, указанным в настоящих правилах

+

+

+

+

Подтверждение испытаний должно включать в себя идентификацию испытания, номер тренажера, дату, время, условия, фамилию, имя отчество тестирующего, допуски и соответствующие зависимые переменные, представленные в сравнении с соответствующими стандартными параметрами самолета

13.6

ОБНОВЛЕНИЯ АППАРАТНОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

13.6
S, R

Своевременные постоянные обновления аппаратного и программного обеспечения тренажера должны осуществляться после модификаций самолета в той степени, в какой они влияют на подготовку пилотов, причем такие обновления должны быть достаточными для обеспечения соответствия квалификационному типу

+

+

+

+

+

+

13.6G

Своевременные постоянные обновления аппаратного и программного обеспечения тренажера должны осуществляться в соответствии с рекомендациями изготовителя тренажера, если это влияет на подготовку пилотов и/или безопасность

+

+

13.7

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРЕДПОЛЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

13.7
S, R, G

Требуется ежедневная предполетная документация, которая хранится либо в бортовом журнале, либо в таком месте, где ее можно легко найти и посмотреть

+

+

+

+

+

+

+

+

13.8

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ

13.8

Интеграция систем

В качестве альтернативного средства

Относительная реакция системы визуализации, приборов в кабине летного экипажа и начальные воздействия системы подвижности должны быть тесно увязаны с целью обеспечения интегрированных сенсорных воздействий

вместо испытаний по оценке транспортной задержки можно проводить испытания скрытого времени запаздывания

Изменения визуальной картины в результате стационарных возмущений должны происходить в пределах динамической реакции системы порядка 100 миллисекунд (мс). Начало движения также должно происходить в рамках динамической реакции системы порядка 100 мс.

Начало движения должно происходить перед началом отображения первого, содержащего иную информацию, визуального кадра, а окончание движения должно происходить до окончания отображения последнего визуального кадра, связанного с визуальным моделированием этого движения. Испытание для определения соответствия этим требованиям должно включать в себя одновременную регистрацию выходного сигнала с рычагов управления по тангажу, крену и рысканию, выходного сигнала акселерометра, подключенного к платформе системы подвижности и установленного в приемлемом месте рядом с креслами пилотов, выходного сигнала дисплея системы визуализации (включая аналоговые задержки системы визуализации) и, наконец, выходного сигнала для индикатора пространственного положения самолета, либо может быть выполнено эквивалентное испытание, утвержденное уполномоченным органом

13.8S

Интервал времени, необходимый для обработки сигналов в системе авиационного тренажера с момента поступления входных воздействий от основных рычагов управления воздушным судном и до момента начала реакции системы подвижности, системы визуализации и приборов, который не зависит от задержки, характерной для имитируемого воздушного судна (далее - транспортная задержка)

+

+

Требуется представление результатов для приборов, системы подвижности и системы визуализации.

Дополнительные результаты испытаний по оценке транспортной задержки требуются в тех случаях, если установлены системы ИЛС, которые моделируются, а не являются системами

Испытание по оценке транспортной задержки может быть использовано для демонстрации того, что время реакции системы тренажера не превышает 100 мс

Если установлены системы EFVS, то они должны реагировать в пределах ±30 мс относительно системы визуализации, но не раньше реакции системы подвижности

реального самолета

Требуется проведение дополнительных испытаний, если режим работы системы визуализации (светлое время, сумерки и ночное время суток) может влиять на характеристики воспроизведения

Транспортная задержка

Испытание по оценке транспортной задержки может быть использовано для демонстрации того, что время реакции системы тренажера не превышает 150 мс.

+

Требуется ЗОС, если режим работы системы визуализации не влияет на характеристики воспроизведения, что устраняет необходимость проведения дополнительных испытаний

13.8 R, G

Транспортная задержка

Транспортная задержка может быть использована для демонстрации того, что время реакции системы тренажера не превышает 200 мс

+

+

+

+

+

Результаты необходимы только для соответствующих систем