Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     12. Аэропорты и прилегающая местность

12

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ МЕСТНОСТИ

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

12.R

Должны воспроизводиться модели конкретных аэропортов с их топографическими особенностями

+

+

+

+

+

+

Должно обеспечиваться правильное моделирование местности, направлений ВПП, разметки, освещения, размеров и рулежных дорожек. Для проведения тренировок по предотвращению столкновения исправного воздушного судна с землей (далее - CFIT) необходимо согласовать базу данных визуализации местности с базой данных улучшенной системы предупреждения о близости земли (далее - EGPWS)

Если на тренажере планируется выполнять полеты в условиях ограниченной видимости, то должна воспроизводиться по крайней мере одна картина аэропорта с соответствующими функциональными характеристиками, маршрут движения по рулежной дорожке при плохой видимости, но при наличии разметки направления движения, линий "стоп", огней ограждения ВПП вместе с необходимыми огнями захода на посадку и светосигнальным оборудованием ВПП

12.R(S)

Должны воспроизводиться модели конкретных аэропортов с их топографическими особенностями.

+

Должно обеспечиваться точное моделирование местности, направлений ВПП, разметки, освещения, размеров и рулежных дорожек. Для проведения тренировок по предотвращению CFIT необходимо согласовать базу данных визуализации местности с базой данных EGPWS

Для проведения тренировок по подготовке к выполнению полетов над территорией страны из одного пункта в другой по ПВП должны воспроизводиться наземные визуальные ориентиры и другие топографические особенности, достаточные для осуществления навигации по правилам визуальных полетов согласно соответствующим картам (минимальный стандартный масштаб карт: 1:500000)

12.G

Должны воспроизводиться модели базовых аэропортов с их топографическими особенностями

Должно обеспечиваться точное моделирование местности, направлений ВПП, разметки, освещения, размеров и рулежных дорожек

+

+

+

12.G(S)

Должны воспроизводиться модели базовых аэропортов с их топографическими особенностями

+

Должно обеспечиваться точное моделирование местности, направлений ВПП, разметки, освещения, размеров и рулежных дорожек

Для проведения тренировок по подготовке к выполнению полетов над территорией страны из одного пункта в другой по правилам ПВП должны точно воспроизводиться наземные визуальные ориентиры и другие топографические особенности, достаточные для осуществления навигации по правилам визуальных полетов согласно соответствующим картам (минимальный масштаб карт: 1:500000)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ МЕСТНОСТИ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

12.1

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

12.1.1R(S)
G(S)

Требуется воспроизводить визуальные эффекты, позволяющие оценить скорость снижения и восприятие глубины при выполнении взлета и посадки.

Это должно включать:

1) поверхности ВПП, рулежных дорожек и стоянок;

2) особенности местности;

3) детализированное и точное отображение поверхности местности в зоне, достаточной для выполнения полетов над территорией страны из одного пункта в другой по правилам ПВП

+

12.1.1R

Требуется воспроизводить визуальные эффекты, позволяющие оценить скорость снижения и восприятие глубины при выполнении взлета и посадки

Это должно включать:

1) поверхности ВПП, рулежных дорожек и стоянок;

2) особенности местности;

3) детализированное и точное отображение поверхности местности в зоне, начинающейся примерно за 400 м (1/4 ст. мили) до начала ВПП со стороны захода на посадку и заканчивающейся приблизительно через 400 м (1/4 ст. мили) после конца ВПП с общей шириной 400 м, включая ширину ВПП

+

+

+

+

+

+

12.1.1G

Требуется воспроизводить визуальные эффекты, позволяющие оценить скорость снижения и восприятие глубины при выполнении взлета и посадки

Это должно включать:

1) поверхности ВПП, рулежных дорожек и стоянок;

2) особенности местности

+

+

+

12.2

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

12.2.1R

Система должна воспроизводить визуальные эффекты:

1) мачт освещения;

+

+

+

+

+

+

Для типа тренажера I.1, положение подпункта 3) "свечение от посадочных огней в условиях низкой видимости, прежде чем станут

2) приподнятых посадочных огней;

3) свечение от посадочных огней в условиях низкой видимости, прежде чем станут видны сами посадочные огни

видны сами посадочные огни" не требуется

12.3

ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА

12.3.1S, R, G

Авиационный тренажер должен обеспечивать точное изображение визуальной обстановки в зависимости от своего пространственного положения

+

+

+

+

+

+

+

+

Визуальное положение в зависимости от пространственного положения тренажера представляет собой сравнение тангажа и крена горизонта, воспроизведенных на картине визуальной обстановки, с показаниями на индикаторе авиагоризонта

Требуется только для первоначальной квалификации (приемлемо использование ЗОС)

12.4

ВИЗУАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ АЭРОПОРТОВ

12.4.1.a. R

Система должна воспроизводить, как минимум, 3 отобранных реальных аэропорта в условиях дневного, сумеречного (заход или восход солнца) освещения, а также в ночное время

+

+

+

+

+

Отобранные реальные аэропорты должны быть частью утвержденной программы подготовки пилотов

12.4.1.b. R

Система должна воспроизводить, как минимум, 1 отобранный реальный аэропорт в условиях дневного, сумеречного (заход или восход солнца) освещения, а также в ночное время

+

Отобранный реальный аэропорт должен быть частью утвержденной программы подготовки пилотов

12.4.1G

Система должна воспроизводить базовый аэропорт в условиях дневного, сумеречного (заход или восход солнца) освещения, а также в ночное время

+

+

+

12.4.2.1S, R, G

Возможность воспроизведения условий дневного освещения

+

+

+

+

+

+

+

+

Требуется ЗОС для подтверждения этой возможности системы

12.4.2.2S, R, G

Для успешного выполнения визуальных заходов на посадку, посадок и движения по территории аэропорта (руление) система должна обеспечивать воспроизведение с соответствующими текстурными качествами полноцветного изображения достаточно масштабных поверхностей

+

+

+

+

+

+

+

+

12.4.2.3R

Эффекты затенения поверхностей должны соответствовать моделируемому положению солнца

+

+

+

+

+

+

Это не подразумевает моделирование полного светового дня

12.4.2.4R

Должно обеспечиваться детальное воспроизведение полного содержания визуальной картины, сравнимое по детализации с изображением, состоящим из 10000 видимых текстурированных поверхностей и 6000 видимых огней

+

+

+

+

+

+

12.4.2.4G

Полное содержание визуальной картины должно быть достаточным для распознавания аэропорта и воспроизведения окружающей местности

+

+

+

12.4.2.5R

Система должна обеспечивать одновременное воспроизведение 16 движущихся объектов

+

+

+

+

+

+

12.4.3.1S, R

Возможность воспроизведения условий сумеречного освещения

+

+

+

+

+

+

12.4.3.2S, R

Система должна обеспечивать воспроизведение сумеречных визуальных картин с полноцветным изображением в условиях уменьшенной интенсивности окружающего освещения типичных характерных особенностей местности, таких как поля, дороги и водоемы, а также поверхностей, освещаемых обычными огнями самолета, достаточное для успешного выполнения визуальных заходов на посадку, посадок и движения по территории аэропорта (руление)

+

+

+

+

+

+

12.4.3.3R

Должно обеспечиваться детальное воспроизведение полного содержания визуальной картины, сравнимое по детализации с изображением, состоящим из 10000 видимых текстурированных поверхностей и 15000 видимых огней

+

+

+

+

+

+

12.4.3.3R

Для выполнения визуальных заходов на посадку, посадок и движения по территории аэропорта (руление), визуальные картины должны включать в себя самосветящиеся объекты, такие как улично-дорожные сети, освещение стоянок и световая маркировка аэропорта

+

+

+

+

+

+

12.4.3.4S, R

Система должна воспроизводить различимый горизонт

+

+

+

+

+

+

При наличии направленного освещения горизонт должен иметь правильную ориентацию и быть согласован с эффектами затенения поверхностей

12.4.3.6R

Система должна обеспечивать одновременное воспроизведение 16 движущихся объектов

+

+

+

+

+

+

12.4.4S, R

Возможность воспроизведения визуальных картин в ночное время

+

+

+

+

+

+

12.4.4.1S, R

Система должна обеспечивать воспроизведение в ночное время всех особенностей, связанных с сумерками, и дополнительно обеспечивать воспроизведение уменьшенной интенсивности окружающего освещения, при которой уже не видны те наземные объекты, которые не являются самосветящимися, или те, которые не освещены огнями самолета

+

+

+

+

+

+

12.5

ПОМЕХИ В АЭРОПОРТУ

12.5.1R

Модели аэропорта должны включать типичные стационарные и динамические помехи, такие как выходы терминала на посадку, самолеты и наземное оборудование

+

+

+

+

+

+

Помехи не обязательно должны быть динамическими, если только это специально не требуется

12.6

АКТУАЛЬНОСТЬ БАЗЫ ДАННЫХ

+

Применимо только к авиационным тренажерам типа VII

12.6.1R

Данные о конкретных аэропортах, используемых в системе, должны обновляться, чтобы они соответствовали реальным аэропортам, как указано в схемах аэропортов

+

Выбор визуальных картин аэропортов должен быть согласован с уполномоченным органом. Все изменения следует вносить в базу данных аэропорта в течение шести месяцев с момента реализации этих изменений в реальном аэропорту

Обновление необходимо, в случае:

ввода в эксплуатацию дополнительных ВПП или рулежных дорожек;

увеличения длины или закрытия существующих ВПП;

изменения магнитных азимутов в направлении к ВПП или от нее;

при значительных изменениях терминалов аэропорта, других зданий аэропорта или окружающей местности, но это не касается второстепенных зданий или других несущественных особенностей аэропорта, которые не представлены на схемах аэропорта

12.7

СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ЗОНОЙ ОБЗОРА

Относится только к тренажерам типа I при использовании в ходе подготовки по MPL1, а также к тренажерам типа II при использовании в ходе подготовки по IR (первоначальная квалификационная отметка о праве на полеты по приборам), причем в обоих случаях разрешается использование системы визуализации с ограниченной зоной обзора

12.7.1G

Система должна обеспечивать воспроизведение визуальной картины с достаточным подробным содержанием, позволяющим пилоту успешно выполнять визуальные посадки. Визуальные картины должны включать видимый горизонт и типичные особенности местности, такие как поля, дороги, водоемы и поверхности, освещаемые посадочными фарами самолета

+

+

Модель аэропорта может быть базовой (не требуются конкретные топографические особенности)

12.7.2G

Общее содержание визуальной картины, сопоставимое по уровню детализации с картинами, создаваемыми с помощью 3500 видимых текстурированных поверхностей и 5000 видимых точечных источников света

+

+

12.8

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ ПО ПРАВИЛАМ ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ (ПВП)

12.8.1S

Система, если она используется для подготовки к выполнению полетов по правилам визуальных полетов, должна включать базу данных, которая способна обеспечивать выполнение полета в треугольнике с размерами сторон (300 миль) с тремя аэропортами. В рамках указанной зоны система должна воспроизводить наземные визуальные ориентиры и топографические особенности, достаточные для осуществления навигации по ПВП в соответствии с картами и схемами

+

Относится только к тренажерам типа I при использовании для выполнения полетов по ПВП в ходе подготовки

Корреляция должна осуществляться, как минимум, с навигационными картами ПВП с масштабом 1:500000, либо с более крупным масштабом, если таковые имеются для данного района

12.9

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

12.9.1R

Система должна обеспечивать воспроизведение, как минимум, одной картины аэропорта с соответствующими функциональными характеристиками, чтобы обеспечить утвержденное использование, маршрут движения по рулежной дорожке при плохой видимости, но при наличии разметки направления движения, стоп-линий, огней ограждения ВПП вместе с необходимыми огнями захода на посадку и светосигнальным оборудованием ВПП

+

+

+