Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     9. Управление воздушным движением - УВД

9.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ УВД

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

9.S

Должна автоматически моделироваться динамически изменяющаяся обстановка в зоне аэродрома, включая ответы органов УВД на речевые запросы пилотов самолета и соответствующие инициированные органами УВД сообщения

+

+

+

Перечисленные в разделе требования могут быть реализованы только по внедрении имитатора изменяющихся условий УВД.

Отдельные самостоятельные сообщения, направляемые пилотам самолета и другим самолетам, специфичны для конкретного аэропорта

Корреляция с видимым движением на земле, совершающими посадку и вылетающими воздушными судами, включая моделирование зон аэропортов в соответствии с программами подготовки

9.G

Должны воспроизводиться конкретные сообщения органов УВД, включая ответы на запросы пилотов самолета в соответствии с этапами полета. Сообщения с борта самолета передаются в соответствии с документом Doc 4444. Передаваемые пилотам самолета сообщения должны быть типичными для органов УВД. Это может сделать инструктор, который имитирует работу органов УВД

+

+

+

9.N

УВД не требуется

+

+

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ УВД

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

9.1

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СВОДКИ ПОГОДЫ

Автоматизированные сводки погоды

Автоматизированные сводки погоды обеспечивают получение пилотами важной информации о метеоусловиях и оперативной информации УВД. Информация службы автоматической передачи информации в районе аэродрома (далее - ATIS) и другая автоматизированная информация о метеоусловиях могут также передаваться в кабину пилотов по линии передачи данных

Хотя ATIS является наиболее распространенной из автоматизированных систем передачи информации о метеоусловиях, в некоторых случаях должен решаться вопрос об использовании в контексте выполняемых полетов сводки погоды, передаваемой другими автоматизированными системами, автоматической системой приземных наблюдений (далее - ASOS) или автоматизированной системой наблюдения за погодой (далее - AWOS), используемых в аэропортах, которые функционируют только частично или не имеют своего аэродромного диспетчерского пункта (далее - АДП)

9.1.S

Автоматизированные сводки погоды с нескольких станций

+

+

Система должна обеспечивать возможность воспроизводить различные автоматизированные сводки с сообщениями о погодных условиях, а также о различных иных предварительно заданных условиях во всех аэропортах, расположенных на удалении, позволяющем членам летных экипажей одновременно прослушивать параллельные автоматизированные сводки погоды, поступающие из разных аэропортов

Инструктор должен иметь возможность отменять и переопределять любой отдельный параметр, а также каждое предварительно заданное сообщение с рабочего места инструктора

9.1.R

Автоматизированные сводки погоды с одной станции

Для всех аэропортов в пределах дальности требуется, как минимум, одна автоматизированная сводка погоды. Сообщение должно включать сведения о фактических условиях погоды, заданные для авиационного тренажера, включая указание соответствующего аэропорта, соответствующей ВПП, температуры, скорости ветра, атмосферного давления, приведенного к уровню моря, облачности, видимости, состояния ВПП, а также других заранее определенных условий полета, которые невозможно считывать с модели

Инструктор должен иметь возможность изменять условия погоды и другие заранее определенные условия с целью формирования автоматической сводки погоды с рабочего места инструктора. Эти входные сигналы от инструктора не должны влиять на фактические погодные условия, воспроизводимые моделью

9.1.G

Автоматизированные сводки погоды с одной станции

+

+

+

Для всех аэропортов в пределах дальности требуется, как минимум, одна автоматизированная сводка погоды. Сообщение должно включать сведения о фактических условиях погоды, заданные для авиационного тренажера, включая указание соответствующего аэропорта, соответствующей ВПП, температуры, скорости ветра, атмосферного давления, приведенного к уровню моря, облачности, видимости, состояния ВПП, а также других заранее определенных условий, которые невозможно считывать с модели

9.2

ФОНОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

9.2.1 S, R, G

Фоновые переговоры (по линии связи коллективного пользования).

В целом все фоновые переговоры должны отвечать следующим критериям:

1) сообщения должны иметь смысл в контексте моделируемой внешней обстановки и не содержать явно ошибочной информации;

2) на соответствующей частоте должны быть слышны только те сообщения, которые обычно передаются на этой частоте;

3) моделируемые сообщения на заданной частоте не должны накладываться друг на друга или на переговоры летного экипажа тренажера;

4) между сообщениями должны быть достаточные паузы, позволяющие летному экипажу тренажера получить доступ к соответствующей частоте, если это требуется

+

+

+

+

+

Переговоры по линии связи коллективного пользования имитируют фоновые переговоры, которые слышны в кабине пилотов, переговоры между другими самолетами, других самолетов с землей, или земли с землей

9.2.2 S

Переговоры определяются обстановкой. Сообщения определяются конкретным местоположением и обстановкой и должны быть полностью скоррелированы с визуально моделируемым воздушным движением

+

+

Фоновые переговоры определяются обстановкой. Моделирование фоновых переговоров по каналам связи должно обеспечивать воспроизведение переговоров по линии связи коллективного пользования; передаваемые сообщения должны быть увязаны с моделируемой обстановкой, как по форме, так и содержанию

Должны точно воспроизводиться конкретные для местоположения процедуры и условные обозначения, а все переговоры должны быть полностью скоррелированы с визуально моделируемым воздушным движением

Количество голосов должно быть достаточным, чтобы можно было определить различные службы УВД и разных пилотов

Система должна включать, как минимум, 3 конкретные зоны аэропортов. Эти 3 конкретные зоны аэропортов должны быть частью утвержденной программы подготовки пилотов

9.2.2 R

Переговоры определяются обстановкой

Базовые сообщения, общие для всех аэропортов, должны быть полностью скоррелированы с визуально моделируемым воздушным движением

Фоновые переговоры определяются обстановкой

Моделирование фоновых переговоров по каналам связи должно обеспечивать воспроизведение определяемых конкретной обстановкой сообщений, передаваемых в базовом типовом формате, общем для всех местоположений

Фоновые переговоры должны коррелироваться со сценарием воздушного движения и не противоречить положению и движению самолета

Сообщения также должны коррелироваться с визуальным воспроизведением воздушного движения

Количество голосов должно быть достаточным, чтобы можно было определить различные службы УВД и разных пилотов

Система должна включать в себя, как минимум, 3 конкретные зоны аэропортов. Эти 3 конкретные зоны аэропортов должны быть частью утвержденной в соответствии с пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации программы подготовки пилотов

9.2.2 G

Базовые для конкретной обстановки. Базовые сообщения без корреляции

+

+

+

Для моделирования фоновых переговоров по каналам связи могут использоваться только базовые сообщения. Такие сообщения должны определяться таким образом, чтобы для адаптации с моделируемой обстановкой требовалась только незначительная информация или не требовалась вообще

9.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ УВД - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕНАЖЕРОМ

Получаемые сообщения, относящиеся к положению самолета, оперативной обстановке и условиям окружающей среды, должны соответствовать визуальным картинам и сценарию системы выдачи информации о воздушном движении и предупреждения столкновений (далее - TCAS), если это применимо

9.3.
S, R

Моделируемые параметры

Система моделирования системы связи с органами УВД совместно с имитацией бортовых систем самолета и соответствующей окружающей обстановки включает моделирование следующих параметров:

+

+

Система должна включать, как минимум, 3 конкретные зоны аэропортов. Эти 3 конкретные зоны аэропортов должны быть частью утвержденной в соответствии с пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской

1) направление, скорость, порывы ветра;

Федерации программы подготовки пилотов, включая визуализацию, если это применимо

2) атмосферное давление, приведенное к уровню моря или атмосферное давление на уровне аэродрома (установка высотомера);

3) температура: температура наружного воздуха;

4) точка росы;

5) облачность:

высота и тип;

6) видимость;

7) дальность видимости на ВПП (туман, стелющийся туман, туман местами);

8) особые погодные условия: дождь, снег (с порывами ветра), турбулентность, обледенение, ожидаемый сдвиг ветра, микропорывы, а также грозовые облака, грозовой фронт (приблизительное положение);

9) действующие ВПП;

10) состояние ВПП: загрязнение и степень загрязнения;

11) эффективность торможения;

12) всемирное координированное время (UTC);

13) положение, маршрут, курс и высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение (далее - относительная высота самолета);

14) позывной самолета

9.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ УВД - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНСТРУКТОРОМ

9.4.S, R

Инструктор должен иметь возможность взаимодействовать со сценарием, вводя сообщения для своего самолета. По мере необходимости эти сообщения следует группировать по этапам или категориям полета следующим образом:

+

+

Независимо от того, каким образом осуществляется моделирование УВД, необходимо учитывать рабочую нагрузку на инструктора как часть моделирования УВД с целью убедиться в том, что она

1) зона вылета:

серьезно не отвлекает его от наблюдения за

a. диспетчерское обслуживание;

b. техническое обслуживание;

c. вылет - ATIS;

d. разрешение на полет по маршруту;

e. буксировка хвостом вперед;

f. другие обычные переговоры с УВД/авиакомпанией;

действиями летного экипажа в процессе его обучения, тестирования или проверки

2) противообледенительная обработка;

3) руление;

4) предварительный старт;

5) взлет;

6) действия после взлета;

7) набор высоты;

8) полет по маршруту;

9) снижение;

10) прибытие - ATIS;

11) полет в зоне ожидания;

12) заход на посадку;

13) посадка;

14) аварийная ситуация;

15) другие сообщения;

16) кабинный экипаж

9.5

ИНИЦИИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЙ УВД

Инструктор должен иметь возможность инициировать сообщения в ручном или автоматическом режиме

9.5.1
S, R

Ручной режим (основной)

+

+

Сообщение УВД инициируется инструктором с его рабочего места.

________________
      Не требуется для Re (Т).

9.5.2
S, R

Автоматический режим (усовершенствованный)

+

+

Сообщение инициируется автоматически, когда это соответствует всем критериям, определяющим его содержание (наземное или воздушное движение, этап полета, погодные условия).

В том случае, когда пилоты самолета не выполняют указания органов УВД, или не следует правильным протоколам считывания информации, система должна выдавать корректирующие сообщения (самолет, находясь в воздухе, не соблюдает установленную скорость, курс или высоту, либо, находясь на земле, не соблюдает правила пересечения предписанных ВПП и рулежных дорожек или остановки перед ними)

9.5.3
S, R

Моделирование системы связи с УВД должно позволять инструктору временно прерывать ее работу и/или отключать систему и переходить к классическому моделированию без УВД

+

+

9.6

ФРАЗЕОЛОГИЯ

9.6.1
S, R, G

Фразеология и голосовые характеристики

+

+

+

+

+

Для повышения эффективности подготовки пилотов необходимо, чтобы моделирование радиообмена с органами УВД способствовало использованию правильной фразеологии.

Основное внимание следует уделить тому, чтобы добиться 100% реализма, для обеспечения надлежащей осведомленности обучаемых об обстановке во время тренировок

9.7

ОПОЗНАВАНИЕ ЧАСТОТЫ УВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПА ПОЛЕТА

9.7.1
S, R, G

Связь должна вестись на радиочастотах, установленных в кабине пилотов:

1) Одночастотная связь;

+

+

+

+

+

Опознавание частоты УВД, в зависимости от этапа полета, является требованием для всех уровней моделирования УВД и означает, что все сообщения, получаемые пилотом, должны передаваться на радиочастотах, соответствующих установленным в кабине пилотов.

9.7.1
S, R, G

2) Многочастотная связь

+

+

9.7.2
S, R, G

Моделируемую внешнюю обстановку следует постоянно обновлять в увязке с обновлениями других систем в связи с изменениями радиочастоты авиакомпании или органов УВД

+

+

+

+

+

Должно быть в наличии оборудование, позволяющее использовать радиочастоты авиакомпании, однако эти частоты не обязательно должны соответствовать радиочастотам реальной авиакомпании, и при условии, что при этом не возникает конфликтов с существующими частотами УВД

9.8

УПРАВЛЕНИЕ ИНСТРУКТОРОМ ДВИЖЕНИЕМ ДРУГИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

9.8.1
S, R, G

Управление инструктором движением других воздушных судов

Инструктор должен иметь возможность управлять движением других воздушных судов

+

+

+

+

+

9.8.2
S, R

Корреляция

Ведение связи должны соответствовать воспроизведению другого наземного и воздушного движения в системе моделирования и бортовой системе TCAS

+

+

Переговоры с органами УВД должны соответствовать динамическим перемещениям объектов наземного и воздушного движения, включая переговоры, связанные с конфликтными ситуациями, возникающими при движении и вопросами приоритетности для самолетов

Информация о движении, воспроизводимая системой визуализации и бортовыми системами, должна соответствовать бортовой системе TCAS

9.8.3
S, R

Поток воздушного движения.

Если иной режим не выбран инструктором, то интенсивность движения в аэропорту должна представлять собой типовое движение для данного времени суток в моделируемом аэропорту

Следует соблюдать типовое время эшелонирования при движении

+

+

Примеры соответствующей интенсивности потоков воздушного движения для крупного аэропорта:

незначительная - от 1 до 15 взлетов и (или) посадок в час, либо в совокупности менее 20 операций в аэропорту в час;

средняя - от 16 до 50 взлетов и (или) посадок в час, либо в совокупности 70 операций в час;

высокая - 51 или более взлетов и (или) 0 посадок в час, либо более 100 операций в час

9.9

СИСТЕМА СВЯЗИ ПО ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

9.9.1.S

Бортовая система связи, адресации и передачи данных (далее - ACARS) (сеть авиационной электросвязи (далее - ATN))

+

+

Если установлена

9.9.3.S

Прочие системы

+

+

Если установлены