1. | ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНОВКИ И КОНСТРУКЦИИ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА | Тип I | Тип II | Тип III | Тип IV | Тип V | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ |
1.S | Закрытая полномасштабная копия кабины летного экипажа вертолета с полностью функционирующими рычагами управления полетом, приборами, и переключателями для обеспечения заявленного использования. Нет необходимости в функционировании элементов, доступ к которым не требуется членам летного экипажа в любом из режимов эксплуатации | + | + | + | Остекление тренажера должно соответствовать остеклению реального вертолета, чтобы исключить отвлекающие факторы и обеспечить восприятие закрытой кабины | ||
1.R | Закрытая или воспринимаемая как закрытая кабина летного экипажа, в которой не должно быть отвлекающих факторов и которая является типовой для группы имитируемых вертолетов для обеспечения заявленного применения | + | + | Устройство, утвержденное для тренировки с очками ночного видения, должно иметь остекление кабины экипажа, если у вертолета имеется такая характеристика | |||
1.G | Открытая, закрытая или воспринимаемая как закрытая кабина летного экипажа, в которой не должно быть отвлекающих факторов и которая является типовой для группы имитируемых вертолетов для обеспечения заявленного применения |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНОВКИ И КОНСТРУКЦИИ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА | Тип I | Тип II | Тип III | Тип IV | Тип V | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | |
1.1 | КОНСТРУКЦИЯ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА | ||||||
1.1.1.S | Кабина летного экипажа (имитируемая часть): | + | + | + | Кабина летного экипажа (имитируемая часть): | ||
аварийное оборудование и все другое оборудование и системы с соответствующими органами управления и видимыми индикаторами в кабине летного экипажа | Системы или функции, которые не требуются для программы подготовки пилотов, необязательно должны поддерживаться программным обеспечением имитации, но | ||||||
Необходимые дополнительные рабочие места членов летного экипажа и необходимые перегородки позади кресел пилотов вместе с расположенными на них переключателями, АЗС и дополнительными радиопанелями, доступ к которым может потребоваться членам летного экипажа в каких-либо случаях после завершения предполетной подготовки в кабине летного экипажа, также считаются частью кабины летного экипажа и должны точно воспроизводить реальный вертолет | любое видимое оборудование и соответствующие рычаги управления и переключатели должны быть установлены. В случаях, когда установленные системы задействуются при выполнении штатных, нештатных или аварийных процедур в кабине летного экипажа, их функционирование должно воспроизводиться в объеме, необходимом для точного воспроизведения поведения вертолета при выполнении таких процедур. Такие системы или функции, не поддерживаемые программным обеспечением имитации, должны указываться в информационном листе в программе испытаний тренажера | ||||||
Приборы, панели управления и оборудование кабины летного экипажа: Перечисленные выше системы должны правильно располагаться, быть функционально точными, имитировать тактильные ощущения, прилагаемые усилия, ход и направление перемещения рычагов управления в правильном диапазоне перемещения и должны точно воспроизводить реальный вертолет | + | + | + | На тренажере могут не устанавливаться перегородки, в которых есть только отсеки для хранения чек (штырей) шасси, или на которых размещаются только пожарные топоры или огнетушители, запасные лампы, сумки с документацией. В наличии должны быть все элементы и предметы, которые необходимы для проведения программы подготовки, или их приемлемые копии, но они могут быть перенесены в место, максимально близкое к их реальному положению, в противном случае (когда эти элементы не требуются для программы подготовки) их можно не устанавливать. | |||
Имитация окон: | + | + | + | Приборы, панели управления и оборудование кабины летного экипажа: | |||
В соответствующих случаях должно устанавливаться оборудование для управления окнами кабины летного экипажа, но реальные окна не обязательно должны быть функционирующими. Должны воспроизводиться окна в нижней носовой части фюзеляжа, если они имеются на вертолете |
| ||||||
Закрытая кабина летного экипажа: Кабина летного экипажа, включая любое оборудованное РМИ или место наблюдателя, должна быть полностью закрытой. | + | + | + | Накладки или маски, включая, если применимо, посадочные места приборов и подвижные указатели, являются точной копией приборных панелей вертолета; | |||
Если применимо, приборы имеют лицевые панели, которые точно воспроизводят те, которые есть на вертолете | |||||||
АЗС: | |||||||
1.1.1.R | Кабина летного экипажа (имитируемая часть) | + | + | Кабина летного экипажа (имитируемая часть): | |||
Закрытая или воспринимаемая как закрытая, типовая в пространственном отношении кабина имитируемого вертолета или группы вертолетов и ее конфигурация, включая компоновку приборной доски и такие типовые элементы как: | В кабине летного экипажа должно имитироваться все пространство перед поперечным сечением фюзеляжа при самом заднем расположении кресел членов летного экипажа, либо, если применимо, перед поперечным сечением, расположенным непосредственно за креслами дополнительных членов летного экипажа и (или) необходимыми перегородками | ||||||
НВ); | Если тренажер используется для подготовки к полетам по ПВП, он должен быть типовым для группы вертолетов и имитировать конфигурацию (включая компоновку приборной панели и антибликового козырька), сравнимую с реальным вертолетом, используемым для летной подготовки | ||||||
Приборы, панели управления и оборудование кабины летного экипажа: | + | + | Приборы, панели управления и оборудование кабины летного экипажа: | ||||
Имитация окон: | АЗС: | ||||||
Должны воспроизводиться окна, в том числе окна в нижней носовой части фюзеляжа, если они имеются на вертолете | + | + | Должны воспроизводиться типовые панели АЗС (допускаются фотографические изображения) и их типовое расположение в пространстве. Необходимо моделировать только те АЗС, которые используются при выполнении штатных, нештатных и аварийных процедур. Они моделируются в типовой форме для группы вертолетов и должны правильно функционировать Закрытая кабина летного экипажа: | ||||
простираться до задней стенки кабины летного экипажа и не должна включать РМИ | Учитывая требование о наличии типовой кабины летного экипажа только в пространственном отношении, физические размеры закрытой части кабины могут быть такими, чтобы позволять имитировать более чем одну группу вертолетов на реконфигурируемом тренажере. Каждая конфигурация тренажера должна быть типовой для имитируемой группы вертолетов, что может потребовать замены некоторых рычагов управления, приборов, панелей, масок и т.д. при изменении конфигурации | ||||||
1.1.1.G | Кабина летного экипажа (имитируемая часть): | + | + | Кабина летного экипажа (имитируемая часть): | |||
Открытая, закрытая или воспринимаемая как закрытая зона кабины летного экипажа с аналогичными, как на вертолете, основными и вспомогательными рычагами управления полетом, рычагами управления двигателем и воздушным винтом; оборудованием, системами, приборами, панелями | Если тренажер используется для подготовки к полетам по ПВП, необходима имитация антибликового козырька, который обеспечивает типовое расчетное положение глаз пилота, сопоставимое с их положением в реальном вертолете | ||||||
управления и соответствующими рычагами управления, достаточными для выполнения учебных задач, и смонтированными в пространственной конфигурации, аналогичной группе имитируемых вертолетов | Приборы, панели управления и оборудование кабины летного экипажа: | ||||||
Размещение панелей пилотажных приборов и кресел членов экипажа должно обеспечивать членам экипажа типовые положения тела относительно рычагами управления и типовое расчетное положение глаз | Допускается использование электронных отображений с наложением или без наложения физических накладок или масок. Если во время тренировок от пилота требуются входные воздействия, должны воспроизводиться функционирующие рычаги управления. Воспроизводимые на дисплеях показания приборов характеризуются | ||||||
зона кабины летного экипажа должна быть похожа на кабину вертолета, типового для группы имитируемых вертолетов. Не должно быть отвлекающих факторов | непрерывностью (отсутствие прерывистости) | ||||||
1.2 | РАСПОЛОЖЕНИЕ КРЕСЕЛ | ||||||
1.2.1 | Расположение кресел членов летного экипажа | ||||||
1.2.1.S | Кресла членов летного экипажа должны быть точными копиями кресел имитируемого вертолета | + | + | + | Кресла наблюдателей не считаются дополнительными местами в кабине летного экипажа вертолета и их можно не устанавливать | ||
1.2.1.R | Кресла членов летного экипажа должны воспроизводить кресла экипажа имитируемого вертолета | + | + | Кресла наблюдателей не считаются дополнительными местами в кабине членов летного экипажа вертолета и их можно не устанавливать | |||
1.2.1.G | Кресла членов летного экипажа должны обеспечивать членам летного экипажа типовое расчетное положение глаз, при этом допускается корректировку в требуемых пределах, чтобы сидящий в кресле член экипажа мог занять правильное положение относительно рычагов управления, характерное для группы имитируемых вертолетов | Кресла наблюдателей не считаются дополнительными местами в кабине членов летного экипажа вертолета и их можно не устанавливать |
1.2.2 | Кресла инструкторов и наблюдателей | ||||||
1.2.2.S | Кроме кресел членов летного экипажа должны быть одно РМИ и два подходящих кресла для наблюдателя и инспектора уполномоченного органа, расположенных либо в самом тренажере, либо вне его. В случае размещения кресел на борту тренажера расположение РМИ и хотя бы одного из кресел наблюдателей должно обеспечивать достаточный обзор приборных панелей и лобовых стекол. В случае расположения кресел вне тренажера у инструктора должна быть возможность наблюдать за действиями экипажа и показаниями приборов, кроме того он должен иметь приемлемое отображение обзора из лобовых стекол, которое соответствует тому, что видит пилот | + | + | + | Кресла инструктора и наблюдателей не обязательно должны быть такими же, как кресла членов летного экипажа на реальном вертолете | ||
В случае расположения кресел вне тренажера, оба места наблюдателей должны оборудоваться соответствующими средствами для ведения визуального и аудиомониторинга тренировочного процесса (экипаж и инструктор), кроме того у них должна быть возможность вести записи. По крайней мере, на одном из этих мест должно обеспечиваться приемлемое отображение обзора из лобовых стекол, которое соответствует тому, что видит пилот | Оба кресла наблюдателей должны иметь достаточно хорошее освещение, позволяющее делать записи, и быть оборудованы системой, обеспечивающей ведение выборочного контроля всех переговоров между членами экипажа и инструктором | ||||||
1.2.2.R | Кроме кресел членов летного экипажа должны быть одно РМИ и два подходящих кресла для наблюдателя и инспектора уполномоченного органа. | + | + | Эти кресла необязательно должны быть копиями вертолетных кресел и могут быть обычными офисными креслами, установленными в надлежащем месте. | |||
1.2.2.G | Кроме кресел членов экипажа должно быть предусмотрено одно РМИ и два соответствующих кресла для наблюдателя и инспектора уполномоченного органа | ||||||
1.3 | ОСВЕЩЕНИЕ | ||||||
1.3.1 | ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА | ||||||
1.3.1.S | Освещение кабины летного экипажа должно точно воспроизводить освещение кабины вертолета | + | + | + | Требуется проведение субъективного испытания | ||
1.3.1.R | Условия освещения панелей и приборов должны быть достаточными для заявленного использования | + | + | Могут быть установлены подсвеченные панели и приборы, но это не является обязательным | |||
1.3.1.G | Условия освещения панелей и приборов должны быть достаточными для заявленного использования | Могут быть установлены подсвеченные панели и приборы, но это не является обязательным | |||||
1.3.1 | ОБЩЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ | ||||||
1.3.2.S | Общее освещение кабины должно динамически согласовываться с системой визуализации и быть достаточным для заявленного использования | + | + | + | Общее освещение должно обеспечивать одинаковый уровень освещенности, который не отвлекает членов летного экипажа | ||
1.3.2.R | Общее освещение должно обеспечивать одинаковый уровень освещенности, который не отвлекает членов летного экипажа | + | + | Требуется проведение субъективного испытания | |||
1.3.2.G | Особые требования к общему освещению не предъявляются, но во всех случаях во время тренировок должна обеспечиваться разборчивость показаний приборов | Требуется проведение субъективного испытания |