8. | ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК | Тип тренажера | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | |||||||
АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ | I | II | III | IV | V | VI | VII | D | ||
8.R | Акселерационные эффекты, должны обеспечивать соответствующее восприятие ускорений на самолете по 6 степеням свободы | + | + | |||||||
Система акселерационных эффектов должна постоянно создавать правильные ощущения движения | ||||||||||
8.R1 | Пилот должен воспринимать характерные акселерационные эффекты, которые обеспечивают соответствующее восприятие ускорений на самолете по 6 степеням свободы | + | ||||||||
Система акселерационных эффектов должна постоянно создавать правильные ощущения движения |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК | Тип тренажера | ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | ||||||||
АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ | I | II | III | IV | V | VI | VII | D | ||
8.1 | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТАХ | Если системы подвижности устанавливаются дополнительно эксплуатантом авиационного тренажера, даже если они не требуются для тренажера такого типа, но это делается с целью получения каких-либо конкретных преимуществ, то эти системы подвижности должны проходить соответствующую оценку, чтобы гарантировать, что это не скажется отрицательно на квалификационном уровне авиационного тренажера | ||||||||
8.1.R | Воспринимаемые пилотом акселерационные эффекты (воздействия) по 6 степеням свободы должны быть типовыми для моделируемого самолета движениями | + | + | Требуется ЗОС | ||||||
8.1.R1 | Воспринимаемые пилотом акселерационные эффекты (силовые воздействия) по 6 степеням свободы должны быть типовыми для моделируемого самолета движениями | + | Требуется ЗОС | |||||||
8.2 | СИЛОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ | |||||||||
8.2.R | Система подвижности должна воспроизводить воздействия, по меньшей мере, эквивалентные тем, которые создаются системой с подвижной платформой с шестью степенями свободы (по тангажу, крену, рысканию, вдоль вертикальной, поперечной и продольной осей) | + | + | Требуется ЗОС | ||||||
8.2.R1 | Система подвижности должна воспроизводить воздействия, по меньшей мере, эквивалентные тем, которые создаются системой с подвижной платформой с шестью степенями свободы (по тангажу, крену, рысканию, вдоль вертикали, поперечной оси и продольной оси). Интенсивность эффектов может быть частично уменьшена и восприятие движения может быть снижено | + | Требуется ЗОС | |||||||
8.3 | ЭФФЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ | |||||||||
8.3.R | Эффекты движения должны включать в себя характерные вибрации при движениях, тряску (бафтинг) и толчки, которые возникают при эксплуатации самолета, в той степени, в какой они отражают что-либо происходящее с самолетом или состояние самолета и могут ощущаться в кабине пилота (летного экипажа). Подобные эффекты должны, быть, по крайней мере, по трем осям x, y и z, чтобы воспроизводились эффекты движения, ощущаемые на самолете: | |||||||||
1) эффекты, связанные с рулением, такие как воздействия в боковом и продольном направлении, возникающие в результате входных сигналов управления направлением движения и торможением; | + | + | ||||||||
2) эффекты тряски при движении по ВПП и рулежным дорожкам, деформации стойки шасси с масляным амортизатором, эффекты, вызванные неровностями ВПП, загрязнением ВПП с учетом соответствующих противоюзовых характеристик, характеристики огней осевой линии ВПП (подобные эффекты зависят от скорости движения самолета по земле); | + | + | ||||||||
3) тряска на земле вследствие выпуска | + | + | ||||||||
4) толчки, связанные с шасси; | + | + | ||||||||
5) тряска при выпуске и уборке шасси; | + | + | ||||||||
6) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов); | + | + | ||||||||
7) тряска вследствие возмущений в атмосфере; | + | |||||||||
8) тряска при приближении к сваливанию; | + | + | ||||||||
9) воздействия в результате касания земли основными и носовой стойками шасси; | + | + | Толчки при касании земли должны отражать эффекты поперечных и путевых воздействий при посадке со смещением или при боковом ветре | |||||||
10) скольжение носового колеса (если применимо); | + | + | ||||||||
11) эффект тяги при включенных тормозах; | + | + | ||||||||
12) скоростной бафтинг и тряска при выполнении маневров; | + | + | ||||||||
13) динамические эффекты при разрушении пневматиков; | + | + | ||||||||
14) отказы, неисправности и повреждения двигателя; | + | + | ||||||||
15) удары по хвостовому оперению и гондолам двигателей; | + | + | Соответствующие воздействия, помогающие распознавать отказы в | |||||||
16) другие существенные эффекты вибраций, тряски и толчков, которые не упомянуты выше (эффект турбины, приводимой в действие набегающим потоком), или пункты из контрольного перечня, эффекты движения, обусловленные входными сигналами от органов управления в процессе выполнения предполетных процедур | + | критических условиях полета (ощущения путевого и поперечного движения в случае асимметричного отказа двигателей) | ||||||||
8.3.R1 | Эффекты движения должны включать в себя характерные вибрации при движении, тряску и толчки, которые возникают при эксплуатации самолета, в той степени, в какой они отражают что-либо происходящее с самолетом или состояние самолета и могут ощущаться в кабине пилота (летного экипажа). Данные эффекты должны, быть, воспроизводиться по трем осям x, y и z, чтобы воспроизводились эффекты движения, ощущаемые на самолете: | |||||||||
1) эффекты, связанные с рулением, такие как воздействия в боковом и продольном направлении, возникающие в результате входных сигналов управления направлением движения и торможением; | + | |||||||||
2) эффекты тряски при движении по ВПП и рулежным дорожкам, деформации стойки шасси с масляным амортизатором, эффекты, вызванные неровностями ВПП, загрязнением ВПП с учетом соответствующих противоюзовых характеристик, характеристики огней осевой линии ВПП (подобные эффекты зависят от скорости движения самолета по земле); | + | |||||||||
3) тряска на земле вследствие выпуска | + | |||||||||
4) толчки, связанные с шасси; | + | |||||||||
5) тряска при выпуске и уборке шасси; | + | |||||||||
6) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов); | + | |||||||||
7) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов); | + | |||||||||
8) тряска при приближении к сваливанию; | + | Толчки при касании земли должны отражать эффекты поперечных и путевых | ||||||||
9) воздействия в результате касания земли основными и носовой стойками шасси; | + | движений при посадке боком или при боковом ветре | ||||||||
10) скольжение носового колеса (если применимо); | + | |||||||||
11) эффект тяги при включенных тормозах; | + | |||||||||
12) тряска при выполнении маневров; | + | |||||||||
13) динамические эффекты при разрушении пневматиков; | + | |||||||||
14) отказы, неисправности и повреждения двигателя; | + | Соответствующие эффекты, помогающие распознавать неисправности в критических | ||||||||
15) удары по хвостовому оперению и гондолам двигателей; | + | условиях полета (путевые эффекты и эффекты в поперечном направлении в | ||||||||
16) другие существенные эффекты вибраций, тряски и толчков, которые не упомянуты выше (эффект турбины, приводимой в действие набегающим потоком) или пункты из контрольного перечня, эффекты движения, обусловленные входными сигналами управления в процессе выполнения предполетных процедур | + | случае несимметричных отказов двигателей) |
8.4 | ВИБРАЦИИ ПРИ ДВИЖЕНИИ | |||||||||
8.4.R | Необходимо проводить испытания для оценки вибраций при движениях и результаты испытаний должны включать в себя записи, которые позволяют сравнить относительные амплитуды в зависимости от частоты (соответствующие частоты, как минимум, до 20 Гц). | + | Требуется ЗОС | |||||||
Должны воспроизводиться характерные вибрации при движении, возникающие в процессе эксплуатации самолета, в той степени, в какой эти вибрации характеризуют собой происходящее с самолетом или состояние самолета, и могут ощущаться в кабине летного экипажа. | ||||||||||
Авиационный тренажер должен быть запрограммирован и оборудован таким образом, чтобы можно было измерять характерные режимы вибраций и сравнивать результаты с данными, полученными на самолете: | ||||||||||
1) эффекты тяги при включенных тормозах; | + | |||||||||
2) тряска при выпущенном шасси; | + | |||||||||
3) тряска при выпущенных закрылках; | + | |||||||||
4) тряска при выпущенном аэродинамическом тормозе; | + | |||||||||
5) тряска при приближении к сваливанию; | + | |||||||||
6) тряска на больших скоростях или волновой бафтинг; | + | |||||||||
7) вибрации в процессе полета | + | Только для винтовых самолетов | ||||||||
8.4.R1 | Необходимо проводить испытания для оценки вибраций при движениях и результаты испытаний должны включать в себя записи, которые позволяют сравнить относительные амплитуды в зависимости от частоты (соответствующие частоты, как минимум, до 20 Гц). | Требуется ЗОС | ||||||||
Должны воспроизводиться характерные вибрации при движении, возникающие в процессе эксплуатации самолета, в той степени, в какой эти вибрации характеризуют собой происходящее с самолетом или состояние самолета, и могут ощущаться в кабине летного экипажа. | ||||||||||
1) эффекты тяги при включенных тормозах; | + | |||||||||
2) тряска при выпущенном шасси; | + | |||||||||
3) тряска при выпущенных закрылках; | + | |||||||||
4) тряска при выпущенном аэродинамическом тормозе; | + | |||||||||
5) тряска при приближении к сваливанию; | + | |||||||||
6) тряска на больших скоростях или волновой бафтинг; | + | |||||||||
7) вибрации в полете | + | Только для винтовых самолетов |