Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"

     8. Акселерационные эффекты

8.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

8.R

Акселерационные эффекты, должны обеспечивать соответствующее восприятие ускорений на самолете по 6 степеням свободы

+

+

Система акселерационных эффектов должна постоянно создавать правильные ощущения движения

8.R1

Пилот должен воспринимать характерные акселерационные эффекты, которые обеспечивают соответствующее восприятие ускорений на самолете по 6 степеням свободы

+

Система акселерационных эффектов должна постоянно создавать правильные ощущения движения

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК

Тип тренажера

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ

АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

I

II

III

IV

V

VI

VII

D

8.1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТАХ

Если системы подвижности устанавливаются дополнительно эксплуатантом авиационного тренажера, даже если они не требуются для тренажера такого типа, но это делается с целью получения каких-либо конкретных преимуществ, то эти системы подвижности должны проходить соответствующую оценку, чтобы гарантировать, что это не скажется отрицательно на квалификационном уровне авиационного тренажера

8.1.R

Воспринимаемые пилотом акселерационные эффекты (воздействия) по 6 степеням свободы должны быть типовыми для моделируемого самолета движениями

+

+

Требуется ЗОС

8.1.R1

Воспринимаемые пилотом акселерационные эффекты (силовые воздействия) по 6 степеням свободы должны быть типовыми для моделируемого самолета движениями

+

Требуется ЗОС

8.2

СИЛОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ

8.2.R

Система подвижности должна воспроизводить воздействия, по меньшей мере, эквивалентные тем, которые создаются системой с подвижной платформой с шестью степенями свободы (по тангажу, крену, рысканию, вдоль вертикальной, поперечной и продольной осей)

+

+

Требуется ЗОС

8.2.R1

Система подвижности должна воспроизводить воздействия, по меньшей мере, эквивалентные тем, которые создаются системой с подвижной платформой с шестью степенями свободы (по тангажу, крену, рысканию, вдоль вертикали, поперечной оси и продольной оси). Интенсивность эффектов может быть частично уменьшена и восприятие движения может быть снижено

+

Требуется ЗОС

8.3

ЭФФЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ

8.3.R

Эффекты движения должны включать в себя характерные вибрации при движениях, тряску (бафтинг) и толчки, которые возникают при эксплуатации самолета, в той степени, в какой они отражают что-либо происходящее с самолетом или состояние самолета и могут ощущаться в кабине пилота (летного экипажа). Подобные эффекты должны, быть, по крайней мере, по трем осям x, y и z, чтобы воспроизводились эффекты движения, ощущаемые на самолете:

1) эффекты, связанные с рулением, такие как воздействия в боковом и продольном направлении, возникающие в результате входных сигналов управления направлением движения и торможением;

+

+

2) эффекты тряски при движении по ВПП и рулежным дорожкам, деформации стойки шасси с масляным амортизатором, эффекты, вызванные неровностями ВПП, загрязнением ВПП с учетом соответствующих противоюзовых характеристик, характеристики огней осевой линии ВПП (подобные эффекты зависят от скорости движения самолета по земле);

+

+

3) тряска на земле вследствие выпуска

интерцепторов (аэродинамических тормозов) и реверса тяги;

+

+

4) толчки, связанные с шасси;

+

+

5) тряска при выпуске и уборке шасси;

+

+

6) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов);

+

+

7) тряска вследствие возмущений в атмосфере;

+

8) тряска при приближении к сваливанию;

+

+

9) воздействия в результате касания земли основными и носовой стойками шасси;

+

+

Толчки при касании земли должны отражать эффекты поперечных и путевых воздействий при посадке со смещением или при боковом ветре

10) скольжение носового колеса (если применимо);

+

+

11) эффект тяги при включенных тормозах;

+

+

12) скоростной бафтинг и тряска при выполнении маневров;

+

+

+

13) динамические эффекты при разрушении пневматиков;

+

+

14) отказы, неисправности и повреждения двигателя;

+

+

15) удары по хвостовому оперению и гондолам двигателей;

+

+

Соответствующие воздействия, помогающие распознавать отказы в

16) другие существенные эффекты вибраций, тряски и толчков, которые не упомянуты выше (эффект турбины, приводимой в действие набегающим потоком), или пункты из контрольного перечня, эффекты движения, обусловленные входными сигналами от органов управления в процессе выполнения предполетных процедур

+

критических условиях полета (ощущения путевого и поперечного движения в случае асимметричного отказа двигателей)

8.3.R1

Эффекты движения должны включать в себя характерные вибрации при движении, тряску и толчки, которые возникают при эксплуатации самолета, в той степени, в какой они отражают что-либо происходящее с самолетом или состояние самолета и могут ощущаться в кабине пилота (летного экипажа). Данные эффекты должны, быть, воспроизводиться по трем осям x, y и z, чтобы воспроизводились эффекты движения, ощущаемые на самолете:

1) эффекты, связанные с рулением, такие как воздействия в боковом и продольном направлении, возникающие в результате входных сигналов управления направлением движения и торможением;

+

2) эффекты тряски при движении по ВПП и рулежным дорожкам, деформации стойки шасси с масляным амортизатором, эффекты, вызванные неровностями ВПП, загрязнением ВПП с учетом соответствующих противоюзовых характеристик, характеристики огней осевой линии ВПП (подобные эффекты зависят от скорости движения самолета по земле);

+

3) тряска на земле вследствие выпуска

интерцепторов (аэродинамических тормозов) и реверса тяги;

+

4) толчки, связанные с шасси;

+

5) тряска при выпуске и уборке шасси;

+

6) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов);

+

7) тряска в воздухе при выпуске закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов);

+

8) тряска при приближении к сваливанию;

+

Толчки при касании земли должны отражать эффекты поперечных и путевых

9) воздействия в результате касания земли основными и носовой стойками шасси;

+

движений при посадке боком или при боковом ветре

10) скольжение носового колеса (если применимо);

+

11) эффект тяги при включенных тормозах;

+

12) тряска при выполнении маневров;

+

13) динамические эффекты при разрушении пневматиков;

+

14) отказы, неисправности и повреждения двигателя;

+

Соответствующие эффекты, помогающие распознавать неисправности в критических

15) удары по хвостовому оперению и гондолам двигателей;

+

условиях полета (путевые эффекты и эффекты в поперечном направлении в

16) другие существенные эффекты вибраций, тряски и толчков, которые не упомянуты выше (эффект турбины, приводимой в действие набегающим потоком) или пункты из контрольного перечня, эффекты движения, обусловленные входными сигналами управления в процессе выполнения предполетных процедур

+

случае несимметричных отказов двигателей)

8.4

ВИБРАЦИИ ПРИ ДВИЖЕНИИ

8.4.R

Необходимо проводить испытания для оценки вибраций при движениях и результаты испытаний должны включать в себя записи, которые позволяют сравнить относительные амплитуды в зависимости от частоты (соответствующие частоты, как минимум, до 20 Гц).

+

Требуется ЗОС

Должны воспроизводиться характерные вибрации при движении, возникающие в процессе эксплуатации самолета, в той степени, в какой эти вибрации характеризуют собой происходящее с самолетом или состояние самолета, и могут ощущаться в кабине летного экипажа.

Авиационный тренажер должен быть запрограммирован и оборудован таким образом, чтобы можно было измерять характерные режимы вибраций и сравнивать результаты с данными, полученными на самолете:

1) эффекты тяги при включенных тормозах;

+

2) тряска при выпущенном шасси;

+

3) тряска при выпущенных закрылках;

+

4) тряска при выпущенном аэродинамическом тормозе;

+

5) тряска при приближении к сваливанию;

+

6) тряска на больших скоростях или волновой бафтинг;

+

7) вибрации в процессе полета

+

Только для винтовых самолетов

8.4.R1

Необходимо проводить испытания для оценки вибраций при движениях и результаты испытаний должны включать в себя записи, которые позволяют сравнить относительные амплитуды в зависимости от частоты (соответствующие частоты, как минимум, до 20 Гц).

Требуется ЗОС

Должны воспроизводиться характерные вибрации при движении, возникающие в процессе эксплуатации самолета, в той степени, в какой эти вибрации характеризуют собой происходящее с самолетом или состояние самолета, и могут ощущаться в кабине летного экипажа.

Авиационный тренажер должен быть запрограммирован и оборудован таким образом, чтобы можно было измерять характерные режимы вибраций и сравнивать результаты с данными, полученными на самолете:

1) эффекты тяги при включенных тормозах;

+

2) тряска при выпущенном шасси;

+

3) тряска при выпущенных закрылках;

+

4) тряска при выпущенном аэродинамическом тормозе;

+

5) тряска при приближении к сваливанию;

+

6) тряска на больших скоростях или волновой бафтинг;

+

7) вибрации в полете

+

Только для винтовых самолетов