Действующий

Федеральный проект "бережливая поликлиника". Применение методов бережливого производства в медицинских организациях. Открытие проектов по улучшениям

5 Определение приоритетных направлений работы и целей проекта


Оптимизация процессов должна проходить комплексно, по всей цепочке оказания медицинской помощи, с участием всего персонала МО.

Первоначально необходимо определить приоритетные (проблемные) направления. Для этого можно использовать несколько подходов (в любом сочетании):

1. Принять решение после открытого обсуждения на общем собрании администрации МО и владельцев процессов;

2. Провести анкетирование пациентов и/или персонала МО;

3. Определить проблематику органом управления здравоохранения;

4. Принять инициативное решение о применении "лучших практик". Анкетирование достаточно трудоемкий процесс, но он позволяет более качественно выявить проблему.

При составлении анкет необходимо определить конкретные вопросы, ответы на которые позволили бы выявлять "узкие места" одной проблемы, а не всего направления.

Например: определено направление "регистратура плохая". Но что конкретно не устраивает: длительность общения с регистратором, информативность, очередь? Необходимо понять суть проблематики, конкретизировать цели.

Количество вопросов в анкете может варьировать в зависимости от структуры медицинской организации, глубины погружения в проблематику процессов. Примеры анкет представлены в Приложениях 1* и 2*.

________________

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Также можно использовать анкетирование пациентов, разместив ящики для предложений в холлах медицинских организаций.


При обработке результатов анкетирования составляется рейтинг проблемных процессов в зависимости от количества упоминаний в анкетах. Если есть необходимость, то процесс можно детализировать на более мелкие шаги. На основании анализа выделяются наиболее приоритетные процессы, которые необходимо оптимизировать в первую очередь. Количество открываемых проектов будет определяться требованиями руководителя и возможностями поликлиники, а также органа управления здравоохранением. Оптимальное количество - не более 6 проектов. Это позволит оперативно решать проблемы, не рассредоточивать внимание и получить качественные результаты за короткий срок.

Для более четкого понимания сути проблематики в процессе анализа составляется таблица с указанием основных проблем процессов (табл.5.1). При этом можно отследить, какие проблемы являются "сквозными" для всех процессов и предложения по решению одной проблемы реализовать на нескольких процессах.

Таблица 5.1



Основные проблемы процессов