78. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, выполнение предписаний должностных лиц Роструда или его территориальных органов, в том числе в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановые проверки также проводятся в целях всестороннего и полного рассмотрения заявлений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, связанными с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.
79. Основаниями для проведения должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки являются:
а) поступление поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки;
б) поступление требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по поступившим в органы прокуратуры обращениям;
в) мотивированное представление должностного лица Роструда или его территориального органа по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Роструд или его территориальный орган обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, профессиональных союзов, объединений работодателей (далее - заявители), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;
г) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, при осуществлении государственной функции параметров деятельности работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в Положении о федеральном государственном надзоре;
д) обращение работника о нарушении работодателем его трудовых прав вследствие несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, оформленное в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2060; 2010, N 27, ст.3410; N 31, ст.4196; 2013, N 19, ст.2307; N 27, ст.3474; 2014, N 48, ст.6638; 2015, N 45, ст.6206; 2017, N 49, ст.7327; 2018, N 53, ст.8454) (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);
е) обращение работника о разногласиях по вопросам проведения специальной оценки условий труда и (или) несогласия с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 426-ФЗ, оформленное в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ;
ж) истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.
80. Основанием для начала административной процедуры по организации и проведению внеплановой проверки является поступление в течение двух рабочих дней с даты регистрации к должностному лицу Роструда или территориального органа Роструда информации, в том числе обращений, перечисленных в подпунктах "д - е" пункта 79 Административного регламента.
Должностное лицо Роструда или его территориального органа в течение одного рабочего дня составляет распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки соблюдения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141, и направляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) Роструда или его территориального органа.
81. Указанные в подпунктах "д - е" пункта 79 Административного регламента обращения должны быть четкими для прочтения и соответствовать требованиям Федерального закона N 59-ФЗ.
Обращения представляются в Роструд или его территориальные органы на бумажном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, передаются заявителями на личном приеме должностному лицу Роструда или его территориального органа, представляются в электронном виде, в том числе с использованием Единого портала.
К обращению могут прилагаться документы (при их наличии), подтверждающие изложенные в заявлении или обращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, в том числе:
утвержденный работодателем отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда или о результатах проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;
предписания должностных лиц Роструда или его территориальных органов об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда нарушений;
отраслевые соглашения, коллективный договор, трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда или результатах проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;
положение о системе оплаты труда работников;
локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, размер сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда на основании результатов проведения специальной оценки условий труда или результатов проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;
список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам на основании результатов проведения специальной оценки условий труда или результатов проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;
копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.
82. При поступлении в целях осуществления государственного контроля (надзора) в Роструд обращения посредством Единого портала извещение о результатах исполнения государственной функции, оформленное в электронном виде и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя уполномоченного структурного подразделения Роструда, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала.
83. При подаче обращения через Единый портал Роструд обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния выполнения административных процедур исполнения государственной функции с размещением на Едином портале соответствующей информации.
84. Обращение, поступившее в Роструд или его территориальные органы, в том числе в электронном виде, регистрируется в течение одного рабочего дня со дня его поступления в Роструд или его территориальный орган должностным лицом, ответственным за делопроизводство.
При приеме обращения на бумажном носителе, представленного заявителем лично, на втором экземпляре обращения проставляется дата приема, фамилия (инициалы) должностного лица, ответственного за делопроизводство, принявшего обращение.