Недействующий

Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда (с изменениями на 8 сентября 2020 года) (утратил силу с 13.12.2021 на основании приказа Роструда от 27.10.2021 N 329)

Административная процедура по организации и проведению плановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

47. Административная процедура по организации и проведению плановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда (далее - плановая проверка) осуществляется должностными лицами территориальных органов Роструда после получения ими утвержденного ежегодного плана плановых проверок.

48. Основанием для начала указанной в пункте 47 Административного регламента административной процедуры является поступление к должностному лицу территориального органа Роструда утвержденного руководителем территориального органа Роструда ежегодного плана плановых проверок.

Должностное лицо территориального органа Роструда не позднее десяти рабочих дней до начала проведения плановой проверки оформляет распоряжение о проведении плановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141, и направляет его на подпись руководителю территориального органа Роструда или его заместителю.

Распоряжение о проведении плановой проверки подписывается руководителем территориального органа Роструда или его заместителем не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения плановой проверки указанного в распоряжении работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, с предоставлением его утвержденной копии должностному лицу территориального органа Роструда.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение плановой проверки без принятия распоряжения о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок (далее - грубые нарушения требований законодательства). Результаты проверок, проведенных с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда и подлежат отмене руководителем (заместителем руководителя) Роструда или руководителем (заместителем руководителя) ее территориального органа, исполняющего государственную функцию, или судом на основании заявления проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда.

49. Плановая проверка может проводиться только должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении о проведении проверки.

50. При необходимости проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) экспертиз, исследований, испытаний, измерений должностные лица Роструда и его территориальных органов вправе привлекать к их проведению аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации порядке экспертов и экспертные организации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение при осуществлении государственного контроля (надзора) неаккредитованных экспертных организаций или экспертов отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

51. О проведении плановой проверки работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, уведомляются должностными лицами территориального органа Роструда не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение плановой проверки без указанного уведомления отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

52. Непосредственно перед началом плановой проверки заверенная печатью копия распоряжения о проведении указанной проверки вручается под подпись проводящим указанную проверку должностным лицом территориального органа Роструда работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, должностные лица территориального органа Роструда обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с требованиями Административного регламента в части порядка исполнения государственной функции.

53. Плановые проверки могут проводиться в форме документарных либо выездных проверок.

Плановая документарная проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда.

Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности.

Предметом плановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в процессе осуществления хозяйственной деятельности и проведения специальной оценки условий труда требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

54. Предметом плановой документарной проверки работодателя являются сведения, содержащиеся в его документах, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, предусмотренные требованиями законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, сведения и материалы, формируемые работодателем при проведении специальной оценки условий труда и по ее результатам, в том числе связанные с исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, в том числе:

а) установление соответствия представленных работодателем на добровольной основе в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Административного регламента документов, информации и иных сведений, с документами, информацией и иными сведениями, перечисленными в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 39 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия;

б) установление соответствия формы и порядка заполнения отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2016, N 18, ст.2512; 2018, N 30, ст.4543; N 53, ст.8479) (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689, с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 года N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539) года (далее - Методика 33н), а также соблюдения сроков исполнения содержащихся в перечисленных законодательных и иных нормативных правовых актах требований, правильности идентификации потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса с учетом Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также правомерности и правильности применения требований Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 года, регистрационный N 36128), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 года, регистрационный N 45539), и результатов ее применения (если было принято решение о применении данной Методики);

в) установление соответствия состава сформированной у работодателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также принимаемых ею решений при проведении специальной оценки условий труда требованиям Федерального закона N 426-ФЗ;

г) установление соответствия содержащихся в отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя сведений:

требованиям статей 92, 117, 147, 213, 219, 221 и 222 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст.5, N 22, ст.3091, N 27, ст.4183, N 52, ст.7477, 7486; 2019, N 10, ст.895) в части правильности назначения гарантий (компенсаций) в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах;

отраслевым соглашениям, коллективному договору, трудовым договорам, устанавливающим обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда;

действующему у работодателя положению о системе оплаты труда работников;

локальным нормативным актам работодателя, устанавливающим условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, размер сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда на основании результатов проведения специальной оценки условий труда;

списку работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также заключительному акту о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год;

д) установление обоснованности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, подлежащих декларированию в соответствии с содержащимися в отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя сведениями, а также правильности соблюдения порядка декларирования, установленного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2015 года, регистрационный N 32387), с изменениями внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 года, регистрационный N 45539);

е) установление наличия опубликования результатов проведения специальной оценки условий труда на официальном сайте работодателя (при наличии официального сайта у работодателя);