Недействующий

Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (утратил силу с 13.12.2021 на основании приказа Роструда от 27.10.2021 N 329)

Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований

43. Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальными органами.

44. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения плановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение плановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года, регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации 6 июля 2010 года, регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 года N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 года, регистрационный N 22264), от 30 сентября 2016 года N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 года, регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, результаты которых не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора по заявлению проверяемого лица (далее - грубые нарушения требований законодательства).

45. Распоряжение на проведение проверки издается руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями), лицами, исполняющими их обязанности.

Передача полномочия по изданию распоряжения на проведение проверки иным лицам, не указанным в абзаце 1 настоящего пункта, недопустима.

46. Плановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориального органа, указанными в распоряжении на проведение проверки.

При невозможности завершения плановой проверки уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориального органа, указанными в распоряжении на проведение плановой проверки, по причине их временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам руководитель Роструда или его территориального органа вправе принять решение об их замене.

Решение о замене должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой проверки, оформляется приказом в письменной форме.

При необходимости проведения в ходе федерального государственного надзора экспертиз, исследований, испытаний, измерений уполномоченные должностные лица территориальных органов Роструда вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к проведению мероприятий по контролю экспертов и экспертных организаций, не аккредитованных в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977; 2014, N 26, ст.3366; 2016, N 10, ст.1323; 2018, N 31, ст.4851), отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

47. При проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в порядке, установленном Федеральным законом 129-ФЗ, в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю - юридическому лицу и работодателю - физическому лицу, зарегистрированному в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

48. В приказе (распоряжении) на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.

49. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Роструд или его территориальный орган, или иным доступным способом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

50. Плановые проверки могут проводиться в форме документарных либо выездных проверок.

Плановая документарная проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда.

Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, в том числе филиалов, представительств, рабочих мест.

51. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления хозяйственной деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом плановой выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения, а также их соответствие обязательным требованиям, реализация прав работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Предметом плановой документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также формируемых ими при осуществлении хозяйственной деятельности, связанных с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.

52. Непосредственно перед началом плановой выездной проверки заверенная печатью копия распоряжения на проведение проверки вручается под подпись уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию подлежащих проверке лиц уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с административными регламентами проведения государственного надзора на объектах, используемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности.

53. Непосредственно перед началом проведения плановой документарной проверки уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа рассматриваются документы юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых планируется проведение проверки, и имеющиеся в Роструде или его территориальном органе сведения о них (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов и иные материалы ранее проведенных в их отношении надзорных мероприятий).

В случае отсутствия или недостаточности материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа уведомляет проверяемое лицо о начале проверки и направляет ему мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, с приложением копии распоряжения на проведение проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Роструд или его территориальный орган указанные в запросе документы.

В случае невозможности вручения запроса по причине отказа адресата от получения уведомления, отсутствия его по месту нахождения или истечения срока хранения, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считаются получившими запрос.