Действующий

Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

II. Организация деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений

     

6. Специальные учебно-воспитательные учреждения проходят государственную аккредитацию и лицензирование в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716; N 30, ст.4590; N 43, ст.5971; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3477; 2014, N 30, ст.4256; N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.11; N 29, ст.4342; N 44, ст.6047; 2016, N 1, ст.50, ст.51; 2017, N 31, ст.4765; 2018, N 1, ст.35, ст.87; N 31, ст.4838; N 32, ст.5116; N 45, ст.6841; N 53, ст.8424; 2019, N 16, ст.1817).

7. Специальные учебно-воспитательные учреждения создаются для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.

В учреждения открытого типа могут быть направлены обучающиеся от восьми до восемнадцати лет:

с устойчивым противоправным поведением;

отказывающиеся посещать общеобразовательные организации;

испытывающие трудности в социальной адаптации.

В учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2016, N 28, ст.4559), и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 27, ст.3477; N 28, ст.2880; N 50, ст.4848; 2011, N 1, ст.39; 2016, N 28, ст.4559).

Для мальчиков и девочек создаются отдельные специальные учебно-воспитательные учреждения. При наличии условий раздельного проживания мальчиков и девочек возможно создание специальных учебно-воспитательных учреждений с их совместным содержанием и обучением.

8. В специальных учебно-воспитательных учреждениях создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания обучающихся, порядок деятельности которой определяется учреждением.

Специальные условия содержания обучающихся предусматривают:

личную безопасность обучающихся и их максимальную защищенность от негативного влияния;

охрану территории специальных учебно-воспитательных учреждений;

ограничение свободного входа на территорию специальных учебно-воспитательных учреждений посторонних лиц;

круглосуточное наблюдение и контроль за обучающимися, в том числе во время, отведенное для сна;

ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не приводящее к ограничению либо лишению контактов обучающихся с родителями (законными представителями).

Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается для обеспечения специальных условий содержания в зависимости от количества обучающихся, охраняемых объектов на территории специальных учебно-воспитательных учреждений, планировки помещений, размеров территории.

Специальные условия содержания в учреждениях закрытого типа в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ также предусматривают:

________________

Пункт 8.1, подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.

изоляцию обучающихся, исключающую возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения закрытого типа;

проведение личного осмотра обучающихся, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории учреждения закрытого типа, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению. Исключение составляет переписка обучающихся с органами, осуществляющими контроль за деятельностью учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспонденция обучающихся, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

________________

Абзац первый пункта 8.1 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.

Переписка обучающегося с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим учреждением закрытого типа.

Предметы, запрещенные к хранению, определяются специальным учебно-воспитательным учреждением.