Действующий

Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по её реализации (с изменениями на 14 марта 2023 года)

6. Общие ограничения и барьеры для развития российского экспорта услуг


При наличии специфических барьеров для отдельных видов услуг существуют проблемы, оказывающие значительное негативное влияние на экспорт услуг в целом.

Учитывая, что около половины российского экспорта услуг осуществляется в пределах территории Российской Федерации, важным сдерживающим фактором для роста экспорта услуг является уровень предпринимательского климата в стране, наличие значительного числа регуляторных и административных ограничений для ведения бизнеса.

В части услуг, которые оказываются за пределами территории Российской Федерации, наибольшее значение имеют ограничения, связанные с избыточными и обременительными требованиями валютного регулирования и валютного контроля. В частности, экспортер услуг имеет обязательства по репатриации выручки по экспортному контракту и ограничения по работе с зарубежными счетами. Действующие требования валютного регулирования ограничивают возможность трансграничной оплаты оказанных услуг с использованием электронных денежных средств, что является чувствительным барьером для экспорта услуг, предоставляемых через сеть "Интернет".

Одним из ключевых барьеров для роста поступлений по статье "поездки" являются условия визового режима. По сравнению со странами с развитой туристской отраслью в Российской Федерации достаточно сложные правила въезда в страну, количество стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом режиме, не соответствует туристскому потенциалу страны. В Российской Федерации не в полной мере применяется возможность электронного получения визы.

В российской системе мер поддержки экспорта отсутствует линейка продуктов для поставщиков услуг, которая учитывает специфику различных видов услуг, при этом в международной практике поддержки экспорта услуг уделяется не меньше внимания, чем экспорту товаров. В результате российские экспортеры оказываются в неравных условиях, поскольку не получают поддержки, которая доступна экспортерам других стран.

Недостаточно эффективна система мониторинга и оценки внешних барьеров для экспорта услуг, а также барьеров в торговле услугами в рамках Евразийского экономического союза.

Отсутствие детализированной статистики по отдельным видам экспортируемых услуг не позволяет осуществлять оперативный мониторинг ситуации и своевременно учитывать ее изменения для адаптации государственных мер поддержки.

В развитых странах, участвующих в международных инструментах Организации экономического сотрудничества и развития и Организации Объединенных Наций, к компаниям - поставщикам услуг предъявляют требования соблюдения стандартов ответственного ведения бизнеса, которые становятся нетарифными ограничениями для осуществления экспорта.