Действующий

Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по её реализации (с изменениями на 14 марта 2023 года)

5. Динамика и структура российского экспорта услуг


Объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 57,73 млрд. долларов США, что на 18 процентов меньше, чем в 2013 году. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015-2016 годах привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.

Значение экспорта услуг для национальной экономики в настоящее время носит ограниченный характер, однако в текущем десятилетии демонстрирует тенденцию к росту. Доля услуг в общем объеме экспорта составляет 14 процентов (11 процентов в 2010 году) и 3,8 процента к валовому внутреннему продукту Российской Федерации (3 процента в начале 2010-х годов).

Около половины российского экспорта услуг фактически осуществляется на территории Российской Федерации в связи с большим объемом услуг международного транспортного транзита по статьям "поездки", строительство, переработка, техническое обслуживание и ремонт, а также деловых услуг, которые преимущественно связаны с деятельностью иностранных компаний на российском рынке. Это имеет важное значение для определения специфических механизмов, прежде всего регуляторных, поддержки отечественного экспорта услуг.

В отраслевой структуре российского экспорта услуг в 2017 году свыше 58 процентов приходилось на традиционные их виды - транспорт (34,3 процента), поездки (15,5 процента) и строительство (8,3 процента). Около 29 процентов составляли высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, финансовые и страховые услуги - 3 процента, прочие услуги - 10 процентов.

Несмотря на низкую долю в мировом экспорте услуг, Российская Федерация имеет более прочные позиции в экспорте ряда традиционных видов услуг, включая строительство (4,8 процента, главным образом за счет оказания подрядных услуг иностранным застройщикам в Российской Федерации), транспорт (2,1 процента, при значительных объемах авиапассажирских перевозок и международного транзита), а также связанные с товарами услуги по переработке, техническому обслуживанию и ремонту (1,8 процента).

В географической структуре российского экспорта услуг в отличие от поставок несырьевых неэнергетических товаров значительно ниже доля Содружества Независимых Государств, меньше роль Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, но намного выше значение европейского рынка. Крупнейшими покупателями российских услуг по итогам 2015-2017 годов являются:

Швейцарская Конфедерация (доля в совокупном экспорте 6,4 процента);

Соединенные Штаты Америки (6,1 процента);

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (5,6 процента);

Федеративная Республика Германия (5,2 процента);

Республика Кипр (4,5 процента);

Французская Республика (4 процента);

Республика Казахстан (3,9 процента);

Китайская Народная Республика (3,7 процента);

Турецкая Республика (2,9 процента);

Королевство Нидерландов (2,7 процента);

Украина (2,5 процента);

Республика Белоруссия (2,5 процента).