Увеличение объемов экспорта зерна в 2000-2018 годах стало основным стимулом наращивания производства основных зерновых культур.
Федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса") предусматривает мероприятия по 4 основным направлениям:
создание новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью, путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий;
создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры;
устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции агропромышленного комплекса на целевые рынки;
создание системы продвижения продукции агропромышленного комплекса.
В части тарифных и нетарифных барьеров необходимо учитывать, что география поставок российского зерна достаточно широка. Таким образом, основной задачей является не расширение географии поставок российского зерна, а снижение рисков потери существующих рынков сбыта вследствие неудовлетворительного качества российского зерна. Так, Вьетнам, один из ключевых рынков сбыта для российского зерна, нотифицировал выявления в российской пшенице карантинных для страны объектов: амбарного долгоносика (октябрь - ноябрь 2017 г.) и семян бодяка полевого (май, июнь, сентябрь 2018 г.).
Минимизации рисков потери экспортных рынков и укреплению доверия стран-импортеров к системе контроля качества и безопасности российского зерна может способствовать усиление контроля за карантинным фитосанитарным состоянием, а также за качеством и безопасностью зерновой продукции при отгрузках на экспорт. Кроме того, в настоящий момент планируется развивать меры по снижению фитосанитарных рисков в результате смешивания зерна из разных регионов для отправки единой партией на экспорт. При этом важно отметить, что действующие фитосанитарные нормы в большинстве странах - лидерах импорта отечественного зерна в части основных критериев соответствуют международным стандартам, действующим российским фитосанитарным нормам и не препятствуют дальнейшему росту экспорта. Также необходимо увеличить экспортные поставки российского зерна на рынки с высоким уровнем потребления, в которые на сегодняшний день поставки российского зерна не сильно велики. К таким рынкам в первую очередь относятся Китай, Индия, страны африканского континента и Персидского залива. Например, в Китае действует квота в размере 9,6 млн. тонн на импорт пшеницы и продукции из нее, включая муку, крупы и гранулы, однако в силу различных административных сложностей данная квота более 7 лет используется менее чем на половину в силу дополнительных административных барьеров. В Индии кроме сложных для российских экспортеров фитосанитарных требований по обеззараживанию зерна бромметилом, которые требуют проведения данной процедуры непосредственно в пути после выхода за пределы государственной границы Российской Федерации, действует нетранспарентная система установления импортных тарифов. Данные ограничения требуют устранения путем проведения международных переговоров на разных уровнях.
Основные направления экспорта зерна приведены в приложении N 15. Направления разделены по группам стран (макрорегионам), по которым осуществляется вывоз зерна из Российской Федерации, без учета экспорта в страны Евразийского экономического союза.
Доля экспорта зерна Российской Федерации в мировой торговле зерновыми за 2018 год составила более 12 процентов. При сохранении объемов экспорта эта доля может возрасти до 15 процентов. Однако снижение объемов производства зерна в 2018 году может стать фактором снижения в ближайшие годы доли отечественного зерна к 2035 году до 10 процентов мировой торговли.
Кроме того, ожидается прирост экспорта зернобобовых культур с 1,4 млн. тонн в 2018 году до 3,1 млн. тонн в 2035 году.