Действующий

Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

3. Внутреннее потребление


Приоритетным направлением развития зернового комплекса остается обеспечение внутренних потребностей Российской Федерации.

Рост производства животноводческой продукции является основным направлением развития внутреннего потребления зерна. К 2035 году объемы производства скота и птицы на убой (в живом весе) прогнозируются на уровне 17 млн. тонн. Для обеспечения указанных объемов производства потребление зерна на корм и комбикорма (без учета корма для объектов товарной аквакультуры) с учетом снижения коэффициентов конверсии и увеличения высокобелковых добавок должно будет увеличиться до 50,5 млн. тонн зерна (в том числе ячменя - до 12,6 млн. тонн, пшеницы - до 18,7 млн. тонн, кукурузы - до 7,6 млн. тонн).

В рамках импортозамещения планируется обеспечить рынок модифицированными крахмалами, аминокислотами, используемыми при производстве комбикормов, и другими продуктами переработки. Предполагается существенно увеличить производство аминокислот (лизина, метионина и триптофана), что позволит полностью обеспечить растущее внутреннее потребление комбикормовой промышленности. Также ожидается рост рынка нативных и модифицированных крахмалов, органических кислот (лимонная, молочная) и их производных, глюкозы, мальтозы и их производных, основная часть которых в настоящее время импортируется. Планируется также развитие новых направлений потребления зерна, например, производство биоразлагаемой продукции (биопластика).

Развитие внутреннего потребления и увеличение экспорта определяют необходимость использования комплекса мер по снижению волатильности внутреннего рынка зерна, в том числе за счет совершенствования мер государственного регулирования и поддержки, инновационной деятельности и биотехнологий.

Основными направлениями реализации мер государственного регулирования являются проведение государственных закупочных и товарных интервенций и тарифное регулирование перевозок зерна. Планируется совершенствование механизма проведения государственных интервенций для повышения оперативности и регулирующего воздействия на рынок. Также у участников рынка появятся дополнительные возможности в рамках развития зерновых складов общего пользования. При этом в условиях расширения списка мер государственного регулирования за счет субсидирования перевозок зерна и продуктов его переработки снижаются требования к объему федерального интервенционного фонда, представляющего собой объем зерна, который должен находиться в федеральном интервенционном фонде для обеспечения возможности оперативного проведения государственных товарных интервенций. Планируется существенное снижение объема зерна в федеральном интервенционном фонде.