Развитию зернового комплекса Российской Федерации в последние годы способствовали следующие меры государственной поддержки, которые стимулировали производство зерна, развитие инфраструктуры, экспорта и содействовали обеспечению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей:
поддержка операционной деятельности, в том числе предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на цели развития подотраслей растениеводства, закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и (или) последующей (промышленной) переработки продукции растениеводства;
предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;
предоставление льготных краткосрочных кредитов на цели развития подотрасли растениеводства, в том числе на приобретение семян, удобрений, регуляторов роста, уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, на цели переработки продукции растениеводства, в том числе на закупку зерна для мукомольно-крупяной, хлебопекарной, крахмалопаточной и масложировой отраслей промышленности, комбикормовых предприятий и цехов;
поддержка обновления материально-технической базы;
возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов;
возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;
возмещение части затрат на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;
возмещение крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат, связанных с оформлением в собственность используемых ими земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление льготных инвестиционных кредитов на цели развития подотрасли растениеводства, в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых в растениеводстве, самоходной техники иностранного производства, оборудованной системами адаптивно-ландшафтного земледелия, сеялок, разбрасывателей удобрений и опрыскивателей отечественного и иностранного производства, оборудованных системами дифференцированного внесения средств защиты растений, минеральных удобрений и семян, на строительство предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной, кондитерской, крахмалопаточной промышленности (в том числе на приобретение оборудования для них), мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых культур, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений (в том числе на приобретение оборудования для них), комбикормовых предприятий и цехов (в том числе на приобретение оборудования для них), строительство и реконструкцию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых культур, в том числе элеваторов, не имеющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, но находящихся в 100-процентной собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участвующих в формировании системы маршрутных отправок зерна в направлении экспортных портов или в направлении крупных предприятий переработки зерновой продукции, строительство и (или) модернизацию селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве годовой мощностью до 30000 тонн семенной продукции (в том числе на приобретение техники и оборудования для них отечественного и импортного производства);
предоставление субсидий на возмещение части авансовых платежей по договору лизинга на приобретение техники или оборудования;
предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники.
Одним из механизмов, позволяющих поддержать доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и оказывать регулирующее воздействие на зерновой рынок, является проведение государственных закупочных и товарных интервенций при существенном снижении и резком росте цен.
В 2013-2018 годах общий объем закупок в федеральный интервенционный фонд составил около 4,01 млн. тонн, общий объем реализации зерна из федерального интервенционного фонда составил около 3,85 млн. тонн. Механизм закупки зерна в федеральный интервенционный фонд и его реализация из федерального интервенционного фонда позволяют стабилизировать цены на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказать поддержку как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и предприятиям перерабатывающей промышленности.
Меры государственного регулирования зернового рынка включают (кроме проведения государственных закупочных и товарных интервенций) таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование предусматривает установление ввозных и вывозных таможенных пошлин, нетарифное регулирование - ограничение и запрет ввоза и вывоза отдельных видов продукции. С 23 сентября 2016 г. по 1 июля 2021 г. установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу.
В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна, на фоне рекордного урожая зерна в 2017 году (135,4 млн. тонн) был запущен механизм предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна.
Применение механизма установления льготных тарифов на перевозку зерна по железной дороге из отдельных регионов получило положительную оценку участников рынка, а также позволило снизить значительные запасы зерна в них, оказало положительное влияние на дополнительный рост средних цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также позволило обеспечить зерном предприятия, осуществляющие переработку зерна, в регионах - потребителях зерна. В 2019 году действие механизма было продлено.
Еще одной мерой финансовой поддержки российских организаций является компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции, в том числе продуктов переработки зерна, наземным, в том числе железнодорожным, транспортом.
Компенсация части затрат на транспортировку продукции агропромышленного комплекса является одной из важнейших задач увеличения объемов поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции, поскольку транспортные расходы в нашей стране (во многом в силу тарифной политики) высоки и непосредственно влияют на конкурентоспособность нашей продукции на зарубежных рынках.