Действующий

Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

12. Меры государственной поддержки зернового комплекса


Развитию зернового комплекса Российской Федерации в последние годы способствовали следующие меры государственной поддержки, которые стимулировали производство зерна, развитие инфраструктуры, экспорта и содействовали обеспечению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей:

поддержка операционной деятельности, в том числе предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на цели развития подотраслей растениеводства, закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и (или) последующей (промышленной) переработки продукции растениеводства;

предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;

предоставление льготных краткосрочных кредитов на цели развития подотрасли растениеводства, в том числе на приобретение семян, удобрений, регуляторов роста, уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, на цели переработки продукции растениеводства, в том числе на закупку зерна для мукомольно-крупяной, хлебопекарной, крахмалопаточной и масложировой отраслей промышленности, комбикормовых предприятий и цехов;

поддержка обновления материально-технической базы;

возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов;

возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;

возмещение части затрат на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

возмещение крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат, связанных с оформлением в собственность используемых ими земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения;

предоставление льготных инвестиционных кредитов на цели развития подотрасли растениеводства, в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых в растениеводстве, самоходной техники иностранного производства, оборудованной системами адаптивно-ландшафтного земледелия, сеялок, разбрасывателей удобрений и опрыскивателей отечественного и иностранного производства, оборудованных системами дифференцированного внесения средств защиты растений, минеральных удобрений и семян, на строительство предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной, кондитерской, крахмалопаточной промышленности (в том числе на приобретение оборудования для них), мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых культур, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений (в том числе на приобретение оборудования для них), комбикормовых предприятий и цехов (в том числе на приобретение оборудования для них), строительство и реконструкцию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых культур, в том числе элеваторов, не имеющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, но находящихся в 100-процентной собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участвующих в формировании системы маршрутных отправок зерна в направлении экспортных портов или в направлении крупных предприятий переработки зерновой продукции, строительство и (или) модернизацию селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве годовой мощностью до 30000 тонн семенной продукции (в том числе на приобретение техники и оборудования для них отечественного и импортного производства);

предоставление субсидий на возмещение части авансовых платежей по договору лизинга на приобретение техники или оборудования;

предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники.

Одним из механизмов, позволяющих поддержать доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и оказывать регулирующее воздействие на зерновой рынок, является проведение государственных закупочных и товарных интервенций при существенном снижении и резком росте цен.

В 2013-2018 годах общий объем закупок в федеральный интервенционный фонд составил около 4,01 млн. тонн, общий объем реализации зерна из федерального интервенционного фонда составил около 3,85 млн. тонн. Механизм закупки зерна в федеральный интервенционный фонд и его реализация из федерального интервенционного фонда позволяют стабилизировать цены на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказать поддержку как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и предприятиям перерабатывающей промышленности.

Меры государственного регулирования зернового рынка включают (кроме проведения государственных закупочных и товарных интервенций) таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование предусматривает установление ввозных и вывозных таможенных пошлин, нетарифное регулирование - ограничение и запрет ввоза и вывоза отдельных видов продукции. С 23 сентября 2016 г. по 1 июля 2021 г. установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу.

В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна, на фоне рекордного урожая зерна в 2017 году (135,4 млн. тонн) был запущен механизм предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна.

Применение механизма установления льготных тарифов на перевозку зерна по железной дороге из отдельных регионов получило положительную оценку участников рынка, а также позволило снизить значительные запасы зерна в них, оказало положительное влияние на дополнительный рост средних цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также позволило обеспечить зерном предприятия, осуществляющие переработку зерна, в регионах - потребителях зерна. В 2019 году действие механизма было продлено.

Еще одной мерой финансовой поддержки российских организаций является компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции, в том числе продуктов переработки зерна, наземным, в том числе железнодорожным, транспортом.

Компенсация части затрат на транспортировку продукции агропромышленного комплекса является одной из важнейших задач увеличения объемов поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции, поскольку транспортные расходы в нашей стране (во многом в силу тарифной политики) высоки и непосредственно влияют на конкурентоспособность нашей продукции на зарубежных рынках.