Действующий

Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

4. Развитие инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения зернового сектора

Основным вектором развития инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения зернового сектора будет увеличение ее пропускной способности, что позволит увеличить оборачиваемость создаваемых инфраструктурных мощностей. Средний оборот мощностей хранения заготовительных предприятий находится на уровне 140 процентов, что меньше оборота мощностей хранения сельскохозяйственных товаропроизводителей (примерно 150 процентов) и перерабатывающих предприятий (выше 600 процентов). Указанное направление учитывает использование мощностей для хранения и перевалки с учетом объема масличных культур.

Прогноз объема мощностей хранения зерна приведен в приложении N 16. Прогноз профицита мощностей хранения зерна приведен в приложении N 17. Прогноз доли мощностей хранения зерна, отвечающих современным требованиям, в общем объеме мощностей хранения зерна приведен в приложении N 18.

Предполагается провести оценку потребности во введении дополнительного нормативно-правового регулирования на различных этапах производства, хранения и потребления зерна и при необходимости разработать соответствующие документы. Приоритетными направлениями определены также наращивание объема мощностей хранения, в том числе у сельскохозяйственных товаропроизводителей, и проведение реконструкции существующих мощностей. С учетом темпов выбытия мощностей по хранению зерна и необходимости технического и технологического обновления к концу 2035 года необходимо обеспечить объем мощностей единовременного хранения 167,4 млн. тонн.

Планируется развитие системы линейных элеваторов, находящихся на пересечении основных потоков зерновых грузов, для повышения оборачиваемости мощностей хранения и снижения логистических издержек за счет устранения дополнительных этапов перевалки зерна при перемещении от сельскохозяйственных товаропроизводителей до конечных потребителей.

Также требуются оптимизация и совершенствование методов хранения зерна с учетом региональной специфики, например (в некоторых случаях) снижение применения ядохимикатов за счет использования экологических методов хранения в регионах Сибирского федерального округа с применением охлаждения хранилищ зерна путем климатических обработок.

Для обеспечения растущего экспортного потенциала и повышения уровня конкуренции в секторе портовой и сухопутной железнодорожной перевалки планируется довести мощности перегрузки зерна в существующих и перспективных портах до 83,1 млн. тонн.

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения зернового сектора на 2019-2035 годы (в ценах 2018 года) составит 281,4 млрд. рублей, в том числе в строительство мощностей хранения зерна - 140,8 млрд. рублей, в строительство портовых и сухопутных перевалочных мощностей - 140,5 млрд. рублей.

Планируется рассмотрение возможности по оптимизации перевозок зерна, например путем применения мер государственной поддержки с большим приоритетом для перевозок из субъектов Российской Федерации с высоким уровнем профицита зерна в субъекты Российской Федерации, испытывающие дефицит зерна собственного производства.