Действующий

Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

4. Внешние риски


Макроэкономические риски включают в себя риски внутреннего и внешнего характера, которые подразделяются на национальные макроэкономические риски и общемировые макроэкономические риски, в том числе на внешнеторговые.

Национальные макроэкономические риски, влияющие на развитие зернового комплекса и процесс обеспечения продовольственной безопасности, связаны с темпами инфляции, изменением цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в зерновом комплексе, мерами фискальной и тарифной политики, а также с государственной поддержкой сельского хозяйства.

Наиболее существенное воздействие на развитие зернового комплекса оказывают рост цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, машины и оборудование, а также доступность кредитных средств и расходы на их обслуживание.

К основным макроэкономическим рискам следует отнести внешнеторговые ограничения и угрозы, связанные с функционированием внутреннего рынка в рамках интеграционных объединений, частью которых является Российская Федерация, а также с изменением курса валют, мировых цен на сельскохозяйственные товары и степени вовлеченности страны в интеграционные процессы.

Значительное влияние на темпы развития зернового комплекса оказывает макроэкономический риск укрепления или ослабления национальной валюты. Реализация экспортного потенциала с привлечением иностранных инвесторов во многом будет зависеть от фискальной политики государства.

Кроме того, макроэкономические риски, вызванные колебаниями мировой рыночной конъюнктуры и применением мер государственного регулирования и поддержки в зарубежных странах, могут оказать значительное влияние на доходность как экспортеров зерна, так и участников инфраструктурного, логистического секторов зернового комплекса и производителей зерна.

Внешнеторговые риски связаны в том числе с обязательствами по таможенному регулированию, характерными для стран - членов таможенных и торговых союзов (Таможенный союз Евразийского экономического союза, Всемирная торговая организация и др.), с изменением мировых цен на сельскохозяйственные товары, курса валют и степени вовлеченности страны в интеграционные процессы, а также с ужесточением со стороны основных стран-импортеров требований к безопасности и качеству зерна, что может поставить российских поставщиков в более жесткие условия конкуренции.

Важными рисками являются повышение конкурентоспособности и международная экспансия транснациональных зерновых компаний в странах - экспортерах и импортерах зерна, а также угрозы, возникающие в результате введения протекционистских мер во внешней торговле странами - торговыми партнерами Российской Федерации. В частности, обращает на себя внимание ввод в эксплуатацию с середины 2016 года 2-й очереди Панамского канала. Через канал ежегодно проходит значительный объем зерновых грузов. Ввод в эксплуатацию 2-й очереди Панамского канала позволил сократить затраты на транспортировку североамериканского зерна по ключевым маршрутам. Также имеются планы по строительству альтернативного Панамскому каналу Никарагуанского канала. В прогнозном периоде ожидается дальнейшая экспансия на мировых рынках зерна и пшеницы таких стран-экспортеров, как Польша, Болгария, Румыния и Украина. Как показывает международный опыт, отказ от применения экспортных пошлин резко повышает зерновой экспортный потенциал страны-экспортера.

В целях компенсации негативного влияния макроэкономических рисков планируются реализация мероприятий, способствующих снижению фитосанитарных рисков при поставках отечественного зерна на зарубежные рынки и инфраструктурных издержек, а также повышение эффективности системы таможенно-тарифного регулирования и снижение фитосанитарных рисков.