Действующий

Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

3. Технологические риски


Низкий уровень технологического обеспечения приводит к тому, что основные технологические операции выполняются не в оптимальные сроки, что приводит к снижению объемов получаемой продукции и ее качества.

Технологические риски зернового комплекса связаны с возможной длительной изоляцией российского зернового комплекса от передовых практик мирового агробизнеса, в том числе роботизации основных технологических процессов в земледелии, развития технологий ускоренной селекции и выведения новых сортов и др.

Важными технологическими рисками для Российской Федерации в прогнозируемом периоде являются дальнейший прогресс в мире генетически модифицированных сортов зерновых, в том числе продолжение освоения засухоустойчивых сортов кукурузы, а также выход на массовый экспортный товарный рынок генетически модифицированных сортов пшеницы, что может резко ослабить позиции нашей страны на указанных рынках.

Наряду с высоким научным потенциалом существует ряд проблем в селекции и семеноводстве, это прежде всего низкая материально-техническая оснащенность, устаревшая селекционно-семеноводческая техника, кадровые проблемы и др.

Текущий уровень финансирования ограничивает возможности модернизации приборно-аналитической, технологической и материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (создание современных высокотехнологичных центров селекции, промышленного производства, подготовки и хранения семян), и подведомственного Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федерального государственного бюджетного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" (для переоснащения материально-технической базы требуются техника и оборудование на сумму 5,1 млрд. рублей, оборудование для испытательных центров на сумму 87,1 млн. рублей).

Важным технологическим риском является отсутствие достаточного прогресса в прогнозном периоде в развитии инфраструктуры российского зернового рынка на фоне ее бурного развития в основных странах-конкурентах.

Отсутствие прогресса в развитии материально-технической части организаций приводит к моральному, физическому и функциональному износу технических средств и оборудования. Отмечается несоответствие технологических процессов и оборудования требованиям стандартов и регламентов производства и хранения продукции зернового комплекса. Кроме того, производителями и заготовителями зерна и продуктов его переработки используется нуждающаяся в актуализации нормативно-техническая документация по требованиям, предъявляемым к производству, приемке, хранению, перемещению зерна и продуктов его переработки и иным технологическим процессам.

С точки зрения доступности специализированной техники и оборудования технологические риски в рамках обеспечения продовольственной безопасности раскрываются в зависимости от процесса технического и технологического перевооружения (модернизации) предприятий зернового комплекса, от поставок импортного оборудования, услуг иностранных компаний по сервису и ремонту поставляемого оборудования.

Технологические риски могут вести к увеличению потерь зерновой продукции в двух аспектах:

количественные потери, выражающиеся в физическом объеме зерновой продукции, утраченной на той или иной стадии маркетинговой цепочки, начиная с уборки зерна и заканчивая его использованием;

потеря (утрата) качественных характеристик зерна, которая возникает в процессе его послеуборочной доработки, хранения, перевалки, транспортировки и переработки.

В целях компенсации негативного влияния технологических рисков предусматриваются меры государственной поддержки развития материально-технической базы зернового комплекса, актуализации нормативно-технической документации, содержащей требования к производству, приемке, хранению, перемещению зерна и продуктов его переработки и иным технологическим процессам при обороте зерна и продуктов его переработки. Также предусматривается совершенствование законодательства по государственному контролю качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части действенных мер своевременного предотвращения рисков потери и порчи зерна и продуктов его переработки при различных технологических процессах оборота зерна.