Успешное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации в последние годы ставит перед отраслью новые задачи, ключевой из которых является развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, зерна и продуктов его переработки. Перед Правительством Российской Федерации поставлена задача по увеличению выручки от экспорта сельскохозяйственной продукции, продуктов питания с 25,8 млрд. долларов США в 2018 году до 45 млрд. долларов США к 2024 году. Из них выручка от экспорта зерна должна составить не менее 11,4 млрд. долларов США, от экспорта продукции переработки зерна - около 2,2 млрд. долларов США (4,9 процента общего объема экспорта продукции агропромышленного комплекса).
География экспорта российских зерновых и зернобобовых культур, а также продуктов их переработки в последние 5 лет охватывает более 150 стран. Традиционными потребителями российского зерна являются страны Ближнего Востока и Африки (в первую очередь Западная Азия и Северная Африка), однако в последние годы поставки зерна из Российской Федерации осуществляются в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна и Южную Америку, которые могут стать покупателями значительных объемов зерна. При этом на международном рынке зерна наблюдается тенденция к увеличению конкуренции в результате выхода на эти рынки Румынии, Пакистана и стран Прибалтики.
Для увеличения объемов экспортной перевалки зерна в настоящее время имеются ограничивающие факторы. Не все действующие терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке зерновых грузов, которые перевозятся из отдаленных зернопроизводящих регионов. Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы завоза зерна. Загрузка части существующих перевалочных мощностей существенно ниже номинальной мощности. Для обеспечения динамичного развития зернового комплекса необходимо присоединение к железнодорожной инфраструктуре общего пользования действующих и строящихся терминалов с учетом пропускной способности автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам.
Дополнительные возможности экспорта зерна сформировались в результате создания общего рыночного пространства с государствами - членами Евразийского экономического союза. При этом существует риск неконтролируемых поставок зерна из Российской Федерации в страны - члены Евразийского экономического союза вследствие отсутствия таможенной границы с данными странами.