Недействующий

Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (утратило силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 20.11.2019 N Р-117)

4. Принципы создания условий для реализации дистанционных программ обучения, в том числе на базе сетевого партнерства


В соответствии с российским законодательством об образовании в Российской Федерации общее и дополнительное образование обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью может быть организовано в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, которые позволяют гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию, организовать образовательный процесс в удобное время и в удобном месте по индивидуальному учебному плану и расписанию.

Правовые основы реализации электронного обучения и применения ДОТ содержатся:

в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (статья 16 Закона об образовании);

Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816;

письме Министерства образования и науки Российской Федерации в адрес руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N ИР-778/07.

Моделями реализации ДОТ при организации образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью являются:

1. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками регионального Центра дистанционного обучения (далее - ЦДО);

2. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками отдельной образовательной организации, в которую зачислен обучающийся с ОВЗ, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательной организации.

3. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками различных организаций на основе совместно разработанного ими учебного плана. Базой организации ДОТ при сетевой форме реализации образовательных программ определяется одна из организаций - участников сетевой формы.

При этом существует 2 варианта распределения ответственности между участниками образовательных отношений по обеспечению организации образовательного процесса:

1) отдельная образовательная организация полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.);

2) образовательный процесс на основе использования ДОТ осуществляется на базе отдельной образовательной организации, а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией, например ЦДО.

Перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемая модель обучения с использованием ДОТ позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением в динамике его развития, с учетом особенностей функционирования образовательного учреждения, анализа образовательных потребностей учащихся, кадрового потенциала и других составляющих.

Для реализации дополнительных образовательных программ, ДОТ могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично или в полном объеме. Обязательным условием является наличие у образовательной организации имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.

В рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, отдельным образовательным организациям предлагается создавать условия для образование обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ.

Возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями и иными юридическими лицами закреплена законодательно в статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.

Допускаются самые разнообразные варианты объединений субъектов сетевой формы реализации образовательных программ. Между собой могут взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность:

различные государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации);

образовательные организации дошкольного, общего (в том числе отдельные образовательные организации), дополнительного образования, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и т.п.;

государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с частными (негосударственными) образовательными организациями;

государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с работодателями (государственными, муниципальными, частными коммерческими организациями), в том числе промышленными предприятиями и бизнес-структурами и их объединениями;

государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с некоммерческими организациями и общественными объединениями и т.п.

Возможны также смешанные варианты из приведенных выше.

Объектами сетевого взаимодействия являются образовательные программы. При этом не установлено ограничений на типы и виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме. Также к компетенции самих образовательных организаций относится возможность решения о разделении между собой деятельности по реализации отдельных разделов, частей, курсов, модулей и т.п. образовательной программы, реализуемой ими совместно в сетевой форме.

Отдельная образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.

Участие в сетевом взаимодействии позволяет использовать новые формы работы и форматы взаимодействия, обмена образовательными результатами; обеспечивает расширение вариативности содержания образования и ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического и кадрового обеспечения.

Выполняя функции регионального учебно-методического (ресурсного) центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, отдельная образовательная организация может использовать дистанционные технологии и сетевое взаимодействие, например, при реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми, проведении консультаций и методических мероприятий.